Онлайн-ресурс ISACA – «COBIT FOCUS» – опубликовал рекомендации Opeyemi Onifade (CISA, CISM, CGEIT, BRMP, CISSP), которые могут помочь пользователям COBIT использовать «хорошие» практики COBIT 5.
- Принципы – это руководящие мысли, созданные для поддержки внедрения передовой практики. Ответственные за внедрение COBIT не должны игнорировать 5 принципов COBIT 5, которые являются указателями на правильный подход к внедрению COBIT 5. Соблюдение основных принципов COBIT 5 может помочь вам избежать ошибок. При использовании бизнес-модели, необходимо руководствоваться заложенными в нее принципами. Первый принцип – «Соответствие потребностям заинтересованных сторон» – главный принцип, без которого другие принципы становятся неэффективными.
- Постарайтесь получить ясность в отношении потребностей бизнеса, нуждающихся в решениях. COBIT 5 посвящен созданию ценности, поэтому внедрение должно начинаться с «Почему?». COBIT 5 помогает сбалансировать выгоды с оптимизацией рисков и оптимальным использованием ресурсов. Поэтому важно понять потребности заинтересованных сторон в том, кто получает выгоды от ваших активностей, кто несет риски инициатив, и кто обеспечивает и управляет программными ресурсами.
- Имейте в виду, что COBIT 5 не является ИТ-моделью. COBIT 5 – бизнес-модель, помогающая компаниям эффективно использовать ИТ. Эта бизнес-модель должна использоваться для решения бизнес-задач, а не как ИТ-решение, которое ищет бизнес-проблему. Основное внимание должно быть уделено бизнес-результатам, а не ИТ-проектам. Цитата, приписываемая Питеру Друкеру, служит предупреждением: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно делать то, что делать совсем не нужно». Поэтому, необходимо осуществлять деятельность, которая дает ценность бизнесу.
- Помните, что COBIT 5 – это больше, чем набор процессов. Это набор инструментов для руководства и управления бизнес-возможностями, связанными с ИТ. Процессная модель представляет собой один из 7 факторов, которые также следует учитывать. Другие факторы должны быть приняты во внимание для удовлетворения потребностей и целей заинтересованных сторон при управлении жизненным циклом и применении надлежащей практики каждого фактора влияния.
- Помните, что COBIT не является догмой. Хорошая практика должна быть настроена в соответствии с целями предприятия. Инструменты и методы были разработаны как таблицы соответствия для адаптации использования COBIT к потребностям организации. Примеры таблиц соответствия включают в себя взаимосвязь ИТ-процессов и ИТ целей, ИТ-целей и бизнес-целей, которые, в свою очередь, обеспечивают достижение целей заинтересованных сторон.
- Как говорится в популярном высказывании, вы можете менять, не улучшаясь, но вы не можете улучшить, не изменяясь. Не забудьте включить организационные изменения. При внедрении COBIT 5 используйте подход постоянного совершенствования. Поскольку каждое усовершенствование вводит изменения, управление организационными изменениями должно управляться таким образом, чтобы реализовать преимущества этих изменений. 8-шаговую модель организационных изменений Коттера вы найдете в публикации “Внедрение COBIT 5”.
- Лучше делать что-то несовершенное, чем ничего не делать вовсе, если это будет небезупречно. Поэтому не попадайте в ловушку, пытаясь решить все проблемы или сразу решить все потребности. Ищите низко висящие фрукты. Низкозатратные инициативы с низкой степенью сложности должны рассматриваться как первые шаги в преодолении сопротивления изменениям. Руководствуйтесь потребностью в получении и поддержании доверия, уделяя приоритетное внимание усилиям по внедрению.
Эти советы помогут сэкономить время, энергию и ресурсы в процессе внедрения; помочь избежать ненужных ошибок; и дать возможность практикам продемонстрировать ценность COBIT в компании.