Обсуждения и дискуссии на учебных курсах – самые главные составляющие учебного процесса. Действительно, ключевая разница между лекцией на 50+ человек и интенсивным тренингом заключается в вовлечении каждого участника. Дискуссии важны по следующим причинам: во-первых, это возможность для тренера понять успевает ли группа за рассказом; во-вторых, это возможность для слушателя прояснить непонятный для него момент; в-третьих, это потрясающая по своей силе возможность примерить то, о чём говорит тренер, на реальную ситуацию конкретного участника. Только так можно получить пользу от обучения, только путём сравнения, примерки, приближения к действительности.
В учебном курсе “Основы DevOps” предусмотрено примерно двадцать точек, где тренеру необходимо организовать обсуждение. И это – большая беда курса про DevOps. Дело в том, что ещё есть восемь практических заданий и больше сотни слайдов для рассмотрения. Всё это категорически не получается успеть в два учебных дня.
Вот мы и пришли к теме заметки. Читатели могут помнить, что учебный курс “Основы DevOps” мы в Cleverics делали непривычным для нас способом. DevOps – относительно новая для нас тема, и понять, насколько она близка и нужна нашей корневой аудитории, заранее сложно. Поэтому в 2016 году мы разработали, а с 2017 года стали проводить первую версию курса, которая в конце 2017 была полностью переделана. Об этом я подробно писал.
Сейчас же наступило время следующей итерации. С одной стороны, нужно решать известную нам проблему “мы не успеваем рассмотреть всё в два дня”. Принципиальных решений может быть два – сокращать объём слайдов, обсуждений и упражнений, либо увеличивать длительность обучения. С другой стороны, у нас есть новый контент, который очень хочется добавить в учебный курс, а здесь вариантов нет – только удлинять курс. Что мы и сделали.
Начиная со следующего проведения 5-7 сентября “Основы DevOps” в Cleverics будут проводиться в три дня, а не в два. Какой новый контент получат участники? А вот какой:
- Расширение рассмотрения понятия микросервисов – мы не просто обозначим идею как альтернативу “монолиту”, мы детально обсудим когда микросервисы хорошо, а когда – плохо, и почему.
- Изучение темы технического совершенства – какие технические практики могут быть и как они связаны между собой (например, почему всеми любимая практика постоянной интеграции (Continuous Integration) на самом деле невозможна без практики автоматического отката назад, которая, в свою очередь, невозможна без обратно-совместимых программных интерфейсов).
- Местоположение DevOps-команд относительно других структурных единиц ИТ-подразделения – как может выглядеть новая структура, какие правила взаимодействия могут быть, как определить области ответственности. Желательно, чтобы всё это имело больше шансов “взлететь”.
Однако не всё так красиво. Уже сейчас понятно, что с этим тренингом есть ещё одна сложность – его название. Никакие это не “Основы”, если смотреть честно. Мы зачастую погружаемся в детали, рассматриваем подробности. Далее, слово “DevOps” каждый понимает по-своему, а значит потенциальная аудитория может думать, что мы говорим только об автоматизации конвейера, например, или за тем маленьким кусочком потока создания ценности, который “после Agile” (в то время как мы обсуждаем фактически цифровую трансформацию, простите за штамп). Ну и самое главное, название курса не отражает тот факт, что его целевая аудитория – ИТ-менеджеры и ИТ-руководители, которые теперь должны уметь снижать время выпуска продуктов на рынок, снижать технический долг, организовывать продуктовые команды, и всё это – в “кровавом Enterprise”.
Таким образом, название курса однозначно нужно менять. Но на какое?