Цифровая трансформация для многих организаций означает улучшение качества обслуживания и пользовательского опыта за счёт технологических инноваций и соответствующего быстрого появления и развития новых продуктов и услуг с меньшими затратами на создание такого опыта из года в год.
Оглянувшись лет на 10 назад, мы увидим, что пройден огромный путь в плане технологий и программного обеспечения. А насколько улучшился пользовательский опыт по сравнению с ростом технологических возможностей за тот же период? И если существенно не улучшился, то по каким причинам?
Устаревшие лекала
Многие компании оказались в ситуации, в которой им необходимо было немедленно начать модернизировать свои системы, чтобы оставаться конкурентноспособными, но они этого не сделали вовремя. Причина в том, что используемые системы проектировались и создавались по устаревшим лекалам и шаблонам. Новые технологии уже были доступны, но компании решили оставить всё как есть, руководствуясь принципом “не трогай, если работает”.
На текущий момент программы трансформации, направленные на модернизацию подобных активов, стали весьма дорогими и очень рискованными для запуска, ведь за годы их эксплуатации накопилось большое количество людей и команд, связанных с ними. Естественно, что программы модернизации встречают с их стороны большое сопротивление даже началу изменений. В конечном итоге часть таких программ терпит закономерную неудачу. Наилучшими преобразованиями могут быть такие, которые начинаются с малого, просты и итеративны, и набирают силу после того, как доказали свою жизнеспособность, ценность и методологию, лежащую в их основе.
Разработать или купить готовое решение
Альтернативой преобразованию и глубокой переработке (а по сути новой разработке) активов, конечно же, является приобретение их в готовом виде. Если несколько точек зрения на этот вопрос. Согласно одной из них аутсорсинг — это всё, и что не нужно тратить время на собственную разработку, если уже есть готовое решение. А по другой — разработка должна быть исключительно своя.
Истина, как обычно, где-то посредине. Когда дело доходит до конкурентных преимуществ и основных предлагаемых рынку функциональных возможностей, разработка должна быть внутренней. Никто не знает ваш бизнес лучше вас, и если вы хотите быть впереди, вы не можете позволить себе использовать те же инструменты и активы, что и ваши конкуренты. Но это означает, что необходимо трансформировать активы и постоянно поддерживать их в актуальном состоянии.
Похоже, что программа трансформации имеющихся активов так или иначе, но обязана произойти. Поэтому по её завершении следует вынести определённые уроки: во сколько нам обошлась трансформация, что мы создали в рамках этой трансформации, не повторяем ли мы ошибку, закладывая преобразования по “старым лекалам”, когда лет через 10 нам придётся менять всё на корню? Или мы придерживаемся уже другого плана?
Устойчивая трансформация – постепенные преобразования
Похоже, трансформация должна иметь два потока. Один поток для того, чтобы привести используемые системы и платформы в соответствие с новыми требованиями к скорости, а второй поток включает в себя создание культуры и экосистемы для поддержки модели “постепенных преобразований”. Вкупе оба потока должны обеспечить:
- поддержание используемых систем на высоком технологическом уровне для создания новых новых продуктов, базирующихся на последних технологиях;
- обновление существующих и предлагаемых рынку продуктов на регулярной основе;
- отсутствие подобных дорогостоящих и весьма рискованных преобразований в будущем.
Нужно отметить, что стоимость подхода “постепенных преобразований” ниже, чем у рискованных и слабо предсказуемых “больших взрывов”. А между двумя потоками существует бесчисленное множество возможностей для инвестиций и усовершенствований, и удивительно, как каждая инициатива не только окупает себя, но и помогает бизнесу по максимуму использовать новые технологии, принося огромную экономию затрат на протяжении всего пути.