Несмотря на то, что на нашем портале мы обсуждаем вопросы ITSM, я хотел бы затронуть тему “котиков”. Многие наверняка скажут: “Причем здесь котики? Это же не ваш профиль”. А какой профиль выбираете вы?
С учетом постоянных изменений внешних и внутренних факторов сервисные отношения требуют разнообразных взаимодействий между людьми, группами, как внутри, так и между организациями. Это приводит к тому, что нам постоянно приходится адаптироваться к появляющимся требованиям, технологиям, изменениям. От профессионалов в области ИТ ждут широких деловых компетенций, квалификации, опыта, подкрепленных демонстрируемыми навыками.
Теперь общие компетенции в сфере бизнеса и управления становятся обязательными требованиями для ролей в сфере ИТ и технологий наряду со специфическими узкоспециализированными техническими компетенциями и навыками. В разных организациях может отличаться структурирование и название ролей, как правило, роли адаптируются под конкретные потребности организации. Современные подходы, представленные в ITIL4, руководствам по практикам, описывают каждую роль с позиции модели профилей компетенций.
Код компетенции |
Профиль компетенции (виды деятельности и навыки) |
L |
Лидер. Принятие решений, делегирование, контроль над другими видами деятельности, обеспечение стимулов и мотивации, а также оценка результатов. |
A |
Администратор. Назначение и расстановка приоритетов задач, ведение записей, ведение учета и инициирование основных улучшений. |
С |
Координатор / коммуникатор. Координация нескольких групп, поддержание коммуникации между заинтересованными сторонами и проведение информационных кампаний. |
M |
Эксперт по методам и техникам. Разработка и внедрение методов работы, документирование процедур, консультации по процессам, анализ работы и постоянное совершенствование. |
T |
Технический эксперт. Предоставление технической (ИТ) экспертизы и выполнение экспертных заданий. |
Здесь важно то, что в зависимости от вида деятельности, для успешного выполнения работы потребуется разная комбинация компетенций, причем с разной приоритетностью в профиле. Очередность в записи кода компетенции показывает важность требуемых навыков в убывающем порядке.
Например, комбинация CAT в профиле компетенции подойдет для владельца услуги или менеджера по взаимоотношениям, при разработке и согласовании соглашения об уровне услуг. Здесь особенно важны коммуникативные навыки (говорить на языке заказчика, выстраивать межличностные отношения), умение координировать работу, быть инициативным. Административные навыки будут также нужны и важны, но в меньшей степени в сравнении с коммуникативными навыками. Ну, и хорошим дополнением к профилю компетенции будут технические знания.
Для профиля компетенции TMCA технические знания важны в значительной степени, методологические навыки (умение документировать процедуры, описывать процессы) важны в чуть меньшей степени, умения коммуницировать и координировать важны, а умение расставить и приоритизировать задачи (административные навыки) полезны, но не определяющие для выполняемой деятельности. Такая комбинация подходит для менеджера или координатора конфигураций, владельца ресурса.
Для большинства профилей компетенций Soft-skills (коммуникативность, умение работать в команде, лидерство, административные навыки) являются более важными. Значительно меньше видов деятельности ориентированы на Hard-skills (технические знания и навыки).
Понимание профиля компетенций помогает создавать описание работ и требуемых ролей, планировать профессиональное развитие персонала, правильно продвигать и расставлять лучших кандидатов на требуемые роли в соответствии с отраслевыми моделями компетенций.
«Великие дела в бизнесе никогда не совершаются одним человеком; они сделаны командой людей.” – Стив Джобс
В современных организациях, работающих по командному принципу для описания требований к сотрудникам, существует концепция T-компетенций.
Т-образные специалисты обладают глубокими (экспертными) знаниями в выбранной области, а также понимают общую картину, контекст, имеют широкую эрудицию и способность сотрудничать, общаться через социальные, культурные и экономические границы с экспертами в других областях. Например, программист, обладающий знаниями в маркетинге.
Т-образные профессионалы хорошо подготовлены к работе в группах. Они имеют общий язык, общие знания, навыки, которые позволят им работать вместе и совместно решать сложные проблемы, которые не могут быть решены одним человеком, который силен только в одной дисциплине.
Чем больше вертикальных “ножек” в компетенциях при достаточной ширине, тем более ценным и универсальным может быть сотрудник в разных ролях и выполнении стоящих перед ним задач.
П-образные специалисты могут обладать экспертными знаниями в двух областях, имея при этом достаточную ширину кругозора и способностей в других областях. Например, специалист в разработке и информационной безопасности.
Ш-образные специалисты обладают глубокой специализацией в нескольких не связанных друг с другом областях, при этом имея общие широкие познания. Например, разработчик, имеющий хорошие навыки тестирования и знания бухгалтерского учета, маркетинга.
Такое сочетание компетенций будет необходимо для успешной работы и конкурентоспособности, а специалисты, умеющие создавать инновационные технологии и эффективно работать в команде, будут востребованы и по достоинству оценены.