И снова про метрики и иже с ними… Недавно, обсуждая создание системы метрик с заказчиком, получили очень интересный посыл от владельца процесса. Суть его высказываний сводилась к следующему: «Мне неинтересно, какие метрики вы разработаете и сколько их будет. Мне важно понимать одну простую вещь – хорошо работает процесс или плохо». Это заставило меня задуматься о том, а насколько правильную картину мира мы рисуем для менеджера и владельца процесса. Не секрет, что в каждом процессе по-хорошему бы должна быть процедура контроля, оценки и совершенствования. Что есть контроль? «Способ управления Риском, обеспечивающий достижение Бизнес-целей или соблюдение правил и процедур Процесса.» (ITIL® V3 Glossary Russian Translation v0.92, 30 Apr 2009). То есть фактически некая система наблюдений и проверки функционирования объекта управления на предмет соответствия каким-либо правилам. Для того, чтобы можно было наблюдать и проверять – нужны контрольные показатели. На мой взгляд, контрольные показатели просто обязаны иметь целевые значения, иначе это не контрольные показатели . То есть правила, на соответствие которым мы производим проверку, должны быть «трансформированы» в понятный язык контрольных показателей. Например, «Оперативность устранения нарушений в предоставлении ИТ-услуг».И, естественно, понимать, что мы будем считать под «оперативно» и «не очень». Для того, чтобы с помощью контрольных показателей производить оценку, нужны метрики, с помощью которых мы непосредственно производим измерения. Например, в нашем случае вышеприведенный показатель могут формировать 2 метрики: «Общий % инцидентов, решенных в срок» и «Среднее время решения инцидентов». То есть если с контрольным показателем связано больше, чем одна метрика – то контрольный показатель это некая функция. В нашем случае нам придется свести к единому «знаменателю» проценты и время . «Картина мира», правильно нарисованная с помощью контрольных показателей – практически неизменна (нам не надо в случае изменения процедур процесса, целей и задач менять контрольные показатели, в отличие от метрик). На мой взгляд, контрольных показателей не должно быть слишком много – и такую картинку очень хорошо демонстрировать владельцу процесса, для которого излишняя детализация не нужна (это к вопросу о том, хорошо или плохо работает процесс). А вот для менеджера такой картины будет недостаточно – ему как раз нужна система метрик, чтобы понять, в каких областях нужно прилагать дополнительные усилия. А как вы думаете?
Пример бы хоть какой, чтобы понять о чём идёт речь…