Интересно узнать Ваше мнение о подходе и способах измерения процессов. Все, наверное, согласны, что показатели качества процессов формируются от целей и задач процесса. При этом для каждого показателя качества мы можем определить несколько метрик. Например, одной из задач процесса управления инцидентами может быть "обеспечить корректную регистрацию обращений пользователей". Допустим, нам придумались следующий показатель качества и метрики (просто пример, первое, что пришло в голову, суть не в них).
Показатель качества | Метрика | Способ измерения |
---|---|---|
Корректность регистрации | Доля обращений, потребовавших повторного документирования | Расчет по данным системы автоматизации |
Доля обращений, потребовавших переклассификации | Расчет по данным системы автоматизации | |
Доля обращений, потребовавших уточнения у пользователя | Опрос специалистов второй линии |
Теперь вопрос, как вы считаете, имеют ли право на жизнь метрики, способом измерения которых являются: экспертная оценка, опрос специалистов, опрос пользователей и т.д., т.е. значение которых не получается путем расчета в системе автоматизации?
Если вы ответили: "конечно нет, какой в них смысл, если они зависят от настроения менеджера, специалиста, пользователя", то скажите мне, а откуда берутся данные в системе автоматизации? Их ведь тоже туда люди заносят, они тоже могут внести не те данные, не вовремя, подправить потом и т.д.
"Есть возможность смотреть журналы", – скажете вы. Теперь представьте, что в нашем примере обращений сотни, смотреть журналы вы замучаетесь.
"Есть возможность разграничить полномочия". А если изменение поля, по которому потом будет вестись подсчет – прямая обязанность специалиста. Например, в нашем примере, специалист не стал менять классификацию (категория, сервис, степень влияния и что-нибудь в таком духе). Придется проверять все обращения при закрытии силами менеджера, или другого ответственного или заинтересованного лица. Еще и вводить потом метрику "доля обращений, обработанных с некорректной классификацией", анализировать ее и пытаться влиять на выявление ошибок на ранней стадии.
Получается, что и для того чтобы доверять данным из системы автоматизации, необходимо 10 раз подумать о том, как обеспечить их достоверность.
Если вы ответили: "конечно да, без них никак", то скажите мне, как вы обеспечите корректность таких данных? Можно ли принимать решение на основании таких данных?
Думаю, что метрики процессов должны служить индикатором «точной настройки» по более общим целям управления ИТ в целом для конкретной организации. Соответственно, и метрики и способы измерения могут быть любые, лишь бы они действительно помогали «держаться на курсе». А если общих ориентиров нет, то, что ни выдумывай, все равно в раздел Метрики никто и заглядывать не будет.