Вопрос прислан посетителем портала.
Возник он (вопрос) при подготовке документа, который описывает ПО, позволяющее:
- собирать информацию об отказах в сети,
- вычислять значения коэффициента готовности отдельных компонент сети
- вычислять интегральный коэффициент готовности сети
- вычислять некоторые финансовые показатели (потери от простоев…).
Как видно из второго пункта в списке, речь в документе первоначально велась о "готовности". И не просто потому что слово понравилось, а потому, что автор давно и привычно основывает свою работу в этой области на ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике» (ныне действующий ГОСТ Р 53480-2009 «Надёжность в технике. Термины и определения»).
С другой стороны расчет метрик велся в целях повышения степени управляемости телекоммуникационной инфраструктуры и в целом для повышения качества предоставляемых ИТ-услуг. Методическим руководством в этой работе служили ITIL и ISO/IEC 20000, а в них используется термин "доступность".
Оба термина обычно являются переводом английского "availability". Что же такое эта Availability – готовность или доступность? И что же такое этот вопрос – очередной беспочвенный спор о терминах или важное уточнение, необходимое для корректного управления ИТ?
Мне вот интересно, слово “доступность” появилось в русских айтилах, случайно, не из “белой книжки”?
До её публикации никаких глоссариев не было. Использовалось ли тогда слово “доступность” как перевод слова “availability”?