Тему роли личности менеджера процесса в истории мы конечно уже обсуждали, например здесь. Но меня этот вопрос заинтересовал немного с другой стороны.
Знания, навыки и личностные характеристики кандидата на исполнение роли менеджера процесса можно оценить и проанализировать. У нас даже есть типовая анкета, которую мы используем в проектах при выборе менеджеров процессов. Она состоит из трёх разделов: личностные качества, навыки и знания управленца, мотивация. Но по большому счёту эта анкета предназначена для оценки характеристик, общих для линейных менеджеров и руководителей среднего звена (в ней не представлены вопросы стратегического планирования, а сделан акцент на оперативное управление). То есть никакой специальной «заточки» под процессное управление в ней нет.
Вопрос собственно заключается в том, есть ли в процессном управлении серьёзная специфика, значимые отличия от функционального управления (управления отделом, группой).
Поясню на примере. Обычно у линейных менеджеров (старших групп, начальников небольших отделов) из двух базовых компетенций – в предметной области (сети, СУБД, приложения и так далее) и в организации труда – компетенция в предметной области развита сильнее. Да, это приводит к некоторым негативным последствиям, проявляющимся из-за неумения правильно распределять задачи и контролировать их исполнение, планировать и так далее. Но если бы такой руководитель не знал матчасть, то негативные последствия могли быть куда серьёзнее. То есть на линейном уровне менеджер прежде всего является предметником. Менеджер процесса, напротив, управляет деятельностью, в которую вовлечены разные подразделения, разные предметники. Следовательно, ему просто необходимо иметь более выраженные навыки управленца, уметь организовывать работу, не полагаясь на свою компетенцию в предметной области.
То есть разница конечно есть. Однако даже в приведённом примере навыки организации работы, которые должны быть более выражены у менеджера процесса, являются общими навыками для руководителя – целепостановка, планирование, организация исполнения (делегирование, распределение задач, мотивация, …), контроль и оценка. Есть ли у процессного менеджера какие-то свои, специфичные требования? Любой ли грамотный управленец может стать эффективным менеджером процесса? Конечных ответов для себя пока не сформулировал, взываю к общественности.
P.S. По идее, если отвечать на вопрос системно, надо исходить из анализа специфики объекта управления. Например, менеджер сквозного процесса управляет не своими ресурсами (ресурсами подразделений, которые подчиняются своим руководителям). То есть получается, что функциональный менеджер является владельцем ресурсов, а процессный менеджер "получает" их для достижения заданной цели. Может быть надо думать в этом направлении?
тоже про ресурсы думаю: функциональный менеджер их имеет (в хорошем смысле слова), т.е. у него есть свой подчиненный персонал, возможно свой бюджет и т.д.
у менеджера процесса напрямую ресурсов (персонала) нет, но у него должен быть некий бюджет, за который он “покупает” рабочее время персонала других владельцев ресурсов, в обмен “вынуждая” их работать в течение этого времени по своим правилам.
IMHO тут (в совместном функционировании линейного менеджмента и процессного) очень большая коллизия заложена. по аналогии с матричной структурой управления проектами