Голова пошла кругом от PAM, CMMI и прочих моделей. Чтобы вернуться в реальность, я попытался честно ответить себе на вопрос – зачем вообще повышать зрелость процессов? Решил поделиться ответом с вами =)
Я вижу всего 4 последовательных и значимых уровня зрелости ИТ-процессов:
- Не-процесс. Когда работа просто выполняется. Документации нет или её мало или она устарела. Отчётность составляется от случая к случаю, для "разбора полётов". Автоматизация лоскутная, возможно, дорогими "микроскопами".
Такой "процесс" есть у всех: работа просто выполняется.
- Дорогой процесс. За него мы платим экспертам "на зарплате", внешним консультантам или вендорам. Есть вся документация и формы отчётов, за которые заплатили. Причём отчётность и реакция на её анализ уже заложены в регламенты и процедуры – пока этого нет, процесс Дорогим не станет. Автоматизация поддерживает процесс.
Дорогой процесс обычно нужен тем руководителям, кто хочет продемонстрировать кому-либо зрелость ИТ-организации. После демонстрации Дорогой процесс чаще всего начинает деградировать к "не-процессу". Получить Настоящий процесс, не пройдя этап Дорогого, увы, нельзя.
- Настоящий процесс. Соответствующим духу книг и аудируемым (по ISO 20000) становится Дорогой процесс, если о нём долго никто не забывает после внедрения. Появляются доказательства существования процесса: например, артефакты и протоколы. На этом уровне появляется осведомлённость о процессе и работает система мотивации на основе процессных метрик. Автоматизация поддерживает изменения в процессе.
Настоящие ИТ-процессы нужны только если их результаты критичны для бизнеса: в ИТ-службах медицинских и военных учреждений, в банках, в ИТ-интеграторах, а также в романтических коммерческих организациях.
- Процесс-звезда. Такой процесс лучше Настоящего тем, что умеет отвечать на любые изменения своего окружения оптимизацией. Как газ сразу заполняет всё доступное пространство, так и процесс-звезда будет любыми способами повышать свою рациональность и результативность. Обязательная обработка рационализаторских предложений, активный мониторинг рынка технологий и научных публикаций, личные контакты с поставщиками – всё это источники информации, которая будет обработана и использована во благо.
Развивать процесс до уровня звезды следует исключительно крупным поставщикам ИТ-услуг, которые испытывают значительное давление со стороны конкурентов. Процессы-звёзды будут создавать конкурентные преимущества для такой организации. Делать звёздами стоит только высокоуровневые процессы: управление доступностью, мощностями, спросом, отношениями.
Ещё не продумывал детально, подходит ли такая классификация к процессной деятельности вообще, но в ИТ, похоже, укладывается.
Расскажу подробнее и буду благодарен за критику в комментариях!
“Делать звёздами стоит только высокоуровневые процессы: управление доступностью, мощностями, спросом, отношениями.”
Интересно. Почему так?