Заранее прошу прощения за многословность. Помогите разобраться с профилем, пожалуйста. Вдруг кто читал "Стратегию услуг"… в режиме краудсорсинга, например.
Есть в книге Service Strategy такой процесс – управление спросом. Как и многое добавленное в ITIL в 2007 году, он не предлагает ничего принципиально нового, но добавляет деталей и красоты. Вот вкратце чем он занят:
Предпосылки:
-
- Бизнес-процессы ведут к формированию бизнес-результатов. Для этого они используют ИТ-услуги
- Чтобы предоставлять услуги, поставщик услуг использует ресурсы. Потребность в ресурсах определяется спросом на услуги.
- Активность бизнес-процессов может меняться, вместе с ней – спрос на услуги.
- Можно выявить закономерности, которым подчинены эти изменения, и использовать их для оптимизации предоставления услуг.
- Важно обеспечить достаточную производительность ИТ-услуг с одной стороны и разумную стоимость ИТ-ресурсов – с другой.
- Дела:
- Анализируем бизнес-процессы и услуги, выявляем закономерности (например, сезонные колебания)
- Документируем закономерности, результат называется Pattern of business activity (PBA), Модель бизнес-деятельности
- Комбинируя модели, формируем User profiles (Профили потребителей). Профиль потребителя может быть связан и с одной моделью.
- На основе моделей бизнес-деятельности и профилей потребителей процесс управления мощностями формирует модели спроса на услуги и ресурсы. И учитывает их в плане мощностей.
В наглядных образах это выглядит примерно так:
Вроде всё более-менее понятно. Менее – в том, что такое User profile. И кто такие эти Users. Для начала, видимо, следует договориться, что это не конечные пользователи, нажимающие на кнопки. Странно рисовать их профили в рамках стратегического процесса. Поэтому буду называть их здесь не пользователями, а потребителями. Теперь хотелось бы понять, кто это такие в реальном мире.
Например, пусть это будут группы потребителей – скажем, подразделения компании, или внешние заказчики определенного типа. Для каждой такой группы характерны свои особенности бизнес-процессов, следовательно, спроса на услуги, следовательно, на ИТ-ресурсы. Эти особенности могут быть связаны с территориальным расположением, бизнес-функциями и много чем еще. В очень сильно упрощенном виде вся эта история с моделями и профилями тогда выглядит примерно так:
Структуру требований к услугам и ресурсам задает модель бизнес-деятельности, индивидуальными особенностями её наполняют профили потребителей. В общих чертах вроде складывается, хотя к подробностям вопросы остаются.
Но тут читаем в ITIL следующее:
Во многих организациях бизнес-процессы рассматриваются в роли потребителей (пользователей). Многие процессы не требуют постоянного участия живых людей, и потребляют ИТ-услуги самостоятельно. То есть у них тоже могут быть профили потребления ИТ-услуг.
И действительно, в табличке 4.9, призванной иллюстрировать связь профилей с моделями (эту задачу табличка, на мой взгляд, не выполнила), приводятся профили следующих "users":
- Senior Executive
- Highly mobile executive
- Office-based staff
- Payment processing system
- Customer assistance process
Первые трое – живые люди и группы людей, предпоследняя – бизнес-система; последний – бизнес-процесс.
Внимание, вопрос. Что они имеют в виду? Как бизнес-система может выступать в роли субъекта бизнес-процесса и потребителя ИТ-услуг? Как это же удаётся бизнес-процессу?
Кто-нибудь знает ответ или может предложить версии?
(Убедительная просьба: версию "они курили, а мы теперь зря мучаемся" не предлагать. Она всегда есть у нас в запасе, но применять её мы договорились только когда все прочие будут отвергнуты.)
Примечание: профиль на рисунке – известно чей. Генерала де Голля профиль, художник – Лёша Курбатов.
Если предположить что:
Payment processing system = ERP
Customer assistance process = CRM
То вполне возможно, все зависит от уровня автоматизации процессов.