Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Искусство впрягания невпрягаемого

«В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань»

 

Из поэмы «Полтава» (1829) А. С. Пушкина

 

Отточенная операционная деятельность – необходимое условие стабильной работы компании. Ежедневные рутинные операции должны выполняться быстро, эффективно, с минимальными рисками, не требовать лишних ресурсов. Это – залог выживания и успешности. Большинство моих коллег, знакомых и клиентов разделяет эту точку зрения.

Развитие – необходимая часть работы любой организации, как компании целиком, так и отдельных её частей. Мир постоянно меняется, меняются рыночные условия, клиенты, их потребности, а также требования регулирующих органов, возможности организации, ресурсы в наличии… Организациям следует не только подстраиваться к новой окружающей её среде, но ещё лучше – предугадывать, идти впереди. Это – тоже залог выживания и успешности, и эту точку зрения также разделяет большинство из упомянутых выше коллег, знакомых и клиентов.

Специалист, находящийся между этими двумя залогами, может быть проиллюстрирован следующим образом:

Его руководитель требует от него одновременно:

  1. стабильности, предсказуемости, эффективности
  2. инициативы, инноваций, идей

Хуже, если руководитель кроме идей также требует их воплощения в жизнь.

Ещё хуже, если специалист сам является руководителем. Тогда любимую отговорку "Я бы рад, да ресурсов нет" намного сложнее использовать.

Фундаментальная проблема многих организаций состоит в том, что деятельность по развитию всегда будет находится в более низком приоритете по сравнению с операционной. Психологи говорят, что в первую очередь это связано со стремлением индивидуума получать немедленное удовлетворение от результатов своего труда. Операционная деятельность предоставляет для этого множество возможностей: сделал дело, увидел результат, переключился на следующую задачу. Молодец. Работа кипит, клиенты обслуживаются, договорные обязательства исполняются. Менеджер Р-типа, как сказал бы И.Адизес.

А вот развитие – совсем другая штука. Будет ли результат от усилий, когда и какой – это большие вопросы, ответы на которые сейчас не видны. И удовлетворение получить сложнее. А кто же будет без него работать?

Как руководитель, довольно долгое время отвечающий (в числе прочего) за развитие, из собственного опыта могу сказать вот что:

  1. Деятельность по развитию должна быть обязательной и "встроенной" в обычную ежедневную работу почти каждого работника компании. Везде есть место инновациям, везде есть творческие и одарённые сотрудники. Постоянное улучшение – норма жизни, а не исключение в виде ежегодных собраний с повесткой "Давайте подумаем что нам нужно усовершенствовать в следующем году". Тем более что возможности появляются каждый день.
  2. Время на эту деятельность должно быть определено и выделено, желательно явным образом. Это ведь часть работы, так?
  3. Многие сотрудники будут всеми силами стараться занять это время "операционкой". Нельзя позволять им так делать, рутина съест всё их время и попросит добавки.

Эти три пункта позволяют со временем получать удивительные результаты.

А что бы вы добавили в этот список?

Комментариев: 6

  • Альберт

    Со всеми пунктами согласен. По поводу п.3 нужно совместить операционную деятельность с развитием давая развивающие задания.
    Развитие должно быть связано с целями бизнеса, тогда временной конфликт между операционной деятельностью и развитием будет минимальным.

  • Grigory Kornilov

    Моя практика показывает, что обычно сотрудникам интересен не operation, а development.
    И проблема некоторых компаний скорее в том, что создается нового много, но поддержка качественно осуществляется малого.

    1. Качественная операционная деятельность (в том числе и актуализация документации) должна быть обязательной и стабильной.
    2. Операционную деятельность необходимо планировать ресурсы на стадии согласования старта разработки нового. А не использовать подход “мы тут наваяли – поддерживайте, а мы уже начинаем ваять новое”
    3. Многие сотрудники очень не любят рутинную операционную деятельность, им хочется быть творителем – в этом они видят свое развитие и повышение “себестоимости”.

  • Andrey

    Абсолютно согласен с Григорием, в моем практике, ситуация чаще бывает обратной изложенной в статье, а именно в превалировании development над operation.

  • “Из поэмы «Полтава» (1829) А. С. Пушкина”

    Я вот 11.04 был в театре им. Вахтангова на совершенно феерическом спектакле “Евгений Онегин”. И там я впервые осознал, что Пушкин – это действительно Гений. И не потому, что об этом рассказывают в школе, а потому, что за нас так решило время. А уж то, что Пушкин писал еще и про operation excellence, ну тут вообще… Только и остается воскликнуть: “Ай да Пушкин, ай да **** сын!”

    P.S. Шутка.

    • Вадим

      а про основы финансово-инвестиционного менеджмента (в части приобретения начального капитала): “вздыхать и думать про себя, когда же чёрт возмёт тебя” )))

  • Pavel Solopov

    Самое главное, чтобы развитие не превратилось в рутину.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM