«В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань»
Из поэмы «Полтава» (1829) А. С. Пушкина
Отточенная операционная деятельность – необходимое условие стабильной работы компании. Ежедневные рутинные операции должны выполняться быстро, эффективно, с минимальными рисками, не требовать лишних ресурсов. Это – залог выживания и успешности. Большинство моих коллег, знакомых и клиентов разделяет эту точку зрения.
Развитие – необходимая часть работы любой организации, как компании целиком, так и отдельных её частей. Мир постоянно меняется, меняются рыночные условия, клиенты, их потребности, а также требования регулирующих органов, возможности организации, ресурсы в наличии… Организациям следует не только подстраиваться к новой окружающей её среде, но ещё лучше – предугадывать, идти впереди. Это – тоже залог выживания и успешности, и эту точку зрения также разделяет большинство из упомянутых выше коллег, знакомых и клиентов.
Специалист, находящийся между этими двумя залогами, может быть проиллюстрирован следующим образом:
Его руководитель требует от него одновременно:
- стабильности, предсказуемости, эффективности
- инициативы, инноваций, идей
Хуже, если руководитель кроме идей также требует их воплощения в жизнь.
Ещё хуже, если специалист сам является руководителем. Тогда любимую отговорку "Я бы рад, да ресурсов нет" намного сложнее использовать.
Фундаментальная проблема многих организаций состоит в том, что деятельность по развитию всегда будет находится в более низком приоритете по сравнению с операционной. Психологи говорят, что в первую очередь это связано со стремлением индивидуума получать немедленное удовлетворение от результатов своего труда. Операционная деятельность предоставляет для этого множество возможностей: сделал дело, увидел результат, переключился на следующую задачу. Молодец. Работа кипит, клиенты обслуживаются, договорные обязательства исполняются. Менеджер Р-типа, как сказал бы И.Адизес.
А вот развитие – совсем другая штука. Будет ли результат от усилий, когда и какой – это большие вопросы, ответы на которые сейчас не видны. И удовлетворение получить сложнее. А кто же будет без него работать?
Как руководитель, довольно долгое время отвечающий (в числе прочего) за развитие, из собственного опыта могу сказать вот что:
- Деятельность по развитию должна быть обязательной и "встроенной" в обычную ежедневную работу почти каждого работника компании. Везде есть место инновациям, везде есть творческие и одарённые сотрудники. Постоянное улучшение – норма жизни, а не исключение в виде ежегодных собраний с повесткой "Давайте подумаем что нам нужно усовершенствовать в следующем году". Тем более что возможности появляются каждый день.
- Время на эту деятельность должно быть определено и выделено, желательно явным образом. Это ведь часть работы, так?
- Многие сотрудники будут всеми силами стараться занять это время "операционкой". Нельзя позволять им так делать, рутина съест всё их время и попросит добавки.
Эти три пункта позволяют со временем получать удивительные результаты.
А что бы вы добавили в этот список?
Со всеми пунктами согласен. По поводу п.3 нужно совместить операционную деятельность с развитием давая развивающие задания.
Развитие должно быть связано с целями бизнеса, тогда временной конфликт между операционной деятельностью и развитием будет минимальным.