Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

“Ненастольные” игры

iПразднуя пятилетие компании, мы, помимо других развлечений, дружно играли в настольные игры. Некоторые из них имеют довольно сложные правила, в том числе схемы подсчета очков, определяющие, кто в итоге был молодцом и всех победил. Интересно, что подсчет очков реализован так, чтобы мотивировать игроков совершать определенные действия (покупать, строить, мудрить и так далее, в зависимости от игры). Путём такой мотивации достигается основная цель – игра становится интересной/динамичной/веселой и т.д. без подсчета очков и определения победителей игра обычно получается вялой, скучной или механической.  

На свежем воздухе подумалось, что можно провести параллели с процессами, которые тоже живут по своим правилам: есть метрики, которые мотивируют участников процессов совершать определенные действия, при условии, что эти метрики контролируются и затем осуществляется определение «победителя». Только в случае с процессами зачастую выполняется обратное действие – определение нарушителей и наложение на них каких-либо штрафов.Что зачастую демотивирует участников процессов и способствует их выходу из “игры” в виде саботажей или “читерству” в виде поиска способов обхода метрик. 

Для того чтобы этого снизить остроту проблемы можно использовать в качестве одного из мотивирующих факторов демонстрацию результатов измерений участникам процессов так же, как это происходит в игре. Есть много людей, которые с удовольствием включатся в соревнования и сделают многое чтобы не оказаться в аутсайдерах. 

Традиционно при проектировании процессов формируется набор метрик, которые позволяют оценить эффективность, результативность процесса и его отдельных участников. Метрик много, демонстрировать все и сразу, значит размывать фокус и усложнять правила “игры”. Поэтому среди них нужно выбрать те, которые важны для процесса в данный момент и акцентировать внимание участников процесса на них, поставить целевые значения, которые будут видны и понятны участникам. 

Кстати, по теме измерений и метрик набралась хорошая подборка вебинаров и статей на нашем портале

«VAP: Построение системы KPI для ИТ»
Как обеспечить управление процессами, проектами, услугами, персоналом

Комментариев: 6

  • Мне еще кажется важным следующий факт. Если мы стремимся к тому, чтобы подсчет очков и определение победителей/проигравших мотивировало сотрудников на правильную работу, нужно чтобы правила подсчета очков были для всех понятны и прозрачны, чтобы можно было выработать правильную стратегию поведения. В противном случае подсчет очков (т.е. значения метрики) можно будет использовать только для какой-нибудь внутренней аналитики и нельзя будет завязывать на мотивацию сотрудников.

  • Есть много людей, которые с удовольствием включатся в соревнования и сделают многое чтобы не оказаться в аутсайдерах. 

    Ага, висеть на “доске позора” согласятся либо гении, либо полнейшие “наплевальщики”.

    • В моей практике был случай, когда публиковавшаяся регулярно статистика стала поводом более глубокого анализа теми, кто в статистике был упомянут.

      В результате анализа было выявлено “читерство” со стороны лидера, после чего сделаны определённые выводы: как коллективом, так и руководством.

      Прозрачность – великая вещь!

  • Юрий Ерин

    Несколько замечаний.

    На основе собственного опыта могу сказать, что “включение в соревнование” действует при определенных условиях, например, небольшой коллектив, все на виду и знают друг друга, все выполняют примерно одну и ту же работу, рабочие места находятся рядом. В иных условиях, например, специализация, отсутствие социальных связей, соревновательный дух не работает. 

    Работа ИТ-специалистов зачастую выполняется в рамках нескольких процессов. Отсюда вывод, что оценка достижений таких специалистов должна проводиться по метрикам не отдельных процессов, а по обобщенным показателям, которые формируются на основе показателей отдельных процессов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM