Обучение по управлению ИТ в России и соседних странах предлагают более трёх десятков различных компаний. Учебные курсы по ITIL, ITSM и COBIT теперь не читает только ленивый, при этом цены на одинаковые по названию курсы могут отличаться в четыре раза.
Тем, у кого есть задача узнать больше про ИТ-менеджмент, а не просто потратить деньги, будет полезен следующий список проверки:
Компания
1. Является ли учебный центр специализированным по управлению ИТ, или это заведение широкого профиля?
Узкий специалист, досконально знающий тему, может рассказать вам больше, чем поверхностно знакомый с предметом эрудит.
2. Аккредитован ли учебный центр?
После прослушивания курс в неаккредитованном учебном центре вас не допустят ни к одному экзамену по ITIL, кроме ITIL Foundation.
3. Имеет ли учебный центр лицензию на оказание образовательных услуг?
По законам Российской Федерации проводить обучение можно только после получения лицензии. В большей степени это проблема компании, а не слушателя, но зачем поощрять своими деньгами тех, кто явно нарушает закон?
4. Есть ли в компании полноценная консалтинговая практика?
Пересказать содержание книг ITIL «близко к тексту» могут многие. Что они могут добавить? Что работает на практике, а что – нет? Сколько усилий требует организация того или иного процесса?
Следует избегать как тех, кто занимается только «академическим» обучением, так и тех, кто заявляет о сотнях выполненных проектов (что-то не то они называют проектом).
5. Уверены ли вы в компетенции компании? На чём основана ваша уверенность?
Настоящие специалисты по управлению ИТ очень заметны в профессиональном сообществе: они общаются, делятся находками, идеями, опытом. Спорят, аргументируют, постоянно ищут новое.
Чем данный учебный центр отличается от других? Демонстрирует ли компетенцию? Есть ли открытые материалы (статьи, блоги, вебинары), подтверждающие экспертизу компании и тренеров?
Тем, кому нечего сказать в профессиональном сообществе, нечего сказать и на учебном курсе.
Тренеры
6. Находятся ли тренеры в штате компании?
Удивительно, но до сих пор (хоть двухтысячные давно позади) по рынку бегают вольные тренеры, читающие «левые» курсы то здесь, то там. Случайный «преподаватель», не работающий в компании (а то и вовсе не имеющий постоянной работы), не сильно заинтересован в качестве услуг и усилении собственной компетенции.
7. Аккредитованы ли тренеры? Какими сертификатами обладают?
Как и учебные центры, тренеры должны быть аккредитованы – таковы правила AXELOS, правообладателя ITIL. Попросите отправить вам подтверждение аккредитации конкретного тренера. Заодно попросите сканы сертификатов этого тренера – чему, когда и где он сам учился?
Курсы
8. Актуальны ли учебные программы и материалы?
Некоторые учебные центры продолжают рассказывать про ITIL v2 и COBIT 4.1 (не афишируя это на своих сайтах). Убедитесь, что вы получите современное представление об управлении ИТ.
9. Насколько полна линейка учебных курсов?
Курсы по ITIL начинаются с ITIL Foundation, переходят к ITIL Intermediate (OSA, RCV, SOA, PPO) и заканчиваются курсом MALC.
Учебных центров, предлагающих прослушать только «Основы» и, например, «Service Desk», следует избегать.
10. Есть ли дополнительные, авторские курсы?
Управление ИТ – не только ITIL. Что вам могут предложить, кроме стандартных курсов?
11. Используются ли дополнительные методы закрепления знаний?
Хорошую теорию важно закрепить хорошей практикой. Например, в формате деловой игры. Какие деловые игры предлагает данный учебный центр? На что они направлены, чем могут вам помочь?
12. Насколько адекватна цена на обучение?
Кризис (который мы все сейчас наблюдаем) заставляет непрофессионалов идти на демпинг, чтобы получить хоть каких-то клиентов.
Помните, что аргумент «самая низкая цена на рынке» используется, как правило, теми, у кого других конкурентных преимуществ уже не осталось.
Я бы еще добавил п. 0: Вы в СПб (про другие города вообще молчу)? При положительном ответе остальные уже значат меньше, т.к. как раз был озабочен поиском компании, к-рая бы провела Intermediate-курсы. В рез-те Cleverics в Мск, IT expert там же, только вот недавно появилась возможность пройти нек-рые курсы в СПб, Ланит не автлоризован, Эврика предлагает тоже какие-то не совсем каноничне курсы; пример SLM у Эврики:
[quote]Слушателям предоставляются материалы, разработанные на основе оригинальных книг ITIL© и на основании практического опыта внедрения процесса в реальных российских условиях. По окончании курса слушателям выдается сертификат[/quote]
Раньше вроде был центр обучения у HP; сейчас не знаю ситуацию, но поиском оперативно не нашел инфо по ним.
Кто может поделиться более оптимистичной информацией по курсам в СПб?