Тему учёта трудозатрат на нашем портале мы поднимали уже не один раз. Но рассуждали больше с позиции функционального менеджера – как организовать этот учёт. Мне хотелось бы вернуться к этому вопросу по-другому – со стороны топ-менеджмента ИТ. И вернуться с цифрами.
Предположим, перед вами стоит задача сокращения затрат на ИТ (а сейчас такая задача в той или иной степени жёсткости стоит перед многими руководителями). С чего вы начнёте? Правильно, с понимания структуры этих затрат – ведь наибольшей отдачи от сокращения можно получить там, где затраты максимальны.
Начнём с самого крупного деления – капитальные и операционные затраты. Недавний мини-опрос, проведённый на нашем сайте, показал, что операционные затраты составляют 67-68% от общего объёма затрат на ИТ. В банках это показатель еще выше – по нашим данным на 2015 год на уровне 76-79% (международная банковская статистика по данным Computer economics даёт величины порядка 73%, Российские цифры обычно ниже – на уровне 55-60%, но кризисное сокращение инвестиционных программ неумолимо делает своё дело). Кроме того, сокращение инвестиционной части бюджета ИТ – это решение высшего руководства компании, не ИТ-директора. А вот бороться за сокращение OPEX’ов – прямая обязанность именно ИТ-директора.
Итак, в среднем от 75% затрат на ИТ относятся к категории операционных. Какова структура этих затрат? Точных цифр предложить не могу, однако по нашему опыту на персонал приходится 40-60% операционных затрат (в западных компаниях этот показатель в среднем ниже – на уровне 30-40% за счёт более активного использования аутсорсинга и в среднем более высокой эффективности труда).
Таким образом, затраты на ИТ-персонал в большинстве компаний являются одной из самых больших статей затрат на ИТ.
Что бы сделал любой здравый менеджер, если бы этими затратами нужно было научиться управлять? В первую очередь обеспечил бы соответствующий управленческий учёт. Теперь задайте себе вопрос, во многих ли компаниях практикуется учёт и регулярный анализ трудозатрат (поставщики ИТ-услуг не в счёт – для них это основной бизнес)? По моим данным таких компаний существенно меньше 10%.
Какой вывод можно из этого сделать? На мой взгляд, только один:
ИТ-менеджмент массово саботирует одну из своих прямых обязанностей. А топ-менеджмент это либо не осознает, либо терпит.
Интересно, долго ли сохранится это странное равновесие?
Позиция бизнеса часто такова: мы в этих ваших ит ничего не понимаем, но нам это очень нужно, поэтому заплатим столько, сколько скажете.