Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Зачем вести учёт трудозатрат?

sabotageТему учёта трудозатрат на нашем портале мы поднимали уже не один раз. Но рассуждали больше с позиции функционального менеджера – как организовать этот учёт. Мне хотелось бы вернуться к этому вопросу по-другому – со стороны топ-менеджмента ИТ. И вернуться с цифрами.

Предположим, перед вами стоит задача сокращения затрат на ИТ (а сейчас такая задача в той или иной степени жёсткости стоит перед многими руководителями). С чего вы начнёте? Правильно, с понимания структуры этих затрат – ведь наибольшей отдачи от сокращения можно получить там, где затраты максимальны.

Начнём с самого крупного деления – капитальные и операционные затраты. Недавний мини-опрос, проведённый на нашем сайте, показал, что операционные затраты составляют 67-68% от общего объёма затрат на ИТ. В банках это показатель еще выше – по нашим данным на 2015 год на уровне 76-79% (международная банковская статистика по данным Computer economics даёт величины порядка 73%, Российские цифры обычно ниже – на уровне 55-60%, но кризисное сокращение инвестиционных программ неумолимо делает своё дело). Кроме того, сокращение инвестиционной части бюджета ИТ – это решение высшего руководства компании, не ИТ-директора. А вот бороться за сокращение OPEX’ов – прямая обязанность именно ИТ-директора.

Итак, в среднем от 75% затрат на ИТ относятся к категории операционных. Какова структура этих затрат? Точных цифр предложить не могу, однако по нашему опыту на персонал приходится 40-60% операционных затрат (в западных компаниях этот показатель в среднем ниже – на уровне 30-40% за счёт более активного использования аутсорсинга и в среднем более высокой эффективности труда).

Таким образом, затраты на ИТ-персонал в большинстве компаний являются одной из самых больших статей затрат на ИТ.

Что бы сделал любой здравый менеджер, если бы этими затратами нужно было научиться управлять? В первую очередь обеспечил бы соответствующий управленческий учёт. Теперь задайте себе вопрос, во многих ли компаниях практикуется учёт и регулярный анализ трудозатрат (поставщики ИТ-услуг не в счёт – для них это основной бизнес)? По моим данным таких компаний существенно меньше 10%.

Какой вывод можно из этого сделать? На мой взгляд, только один:

ИТ-менеджмент массово саботирует одну из своих прямых обязанностей. А топ-менеджмент это либо не осознает, либо терпит.

Интересно, долго ли сохранится это странное равновесие?

Комментариев: 16

  • Алексей

    Позиция бизнеса часто такова: мы в этих ваших ит ничего не понимаем, но нам это очень нужно, поэтому заплатим столько, сколько скажете.

  • А топ-менеджмент это либо не осознает, либо терпит.

    Думаю, во многих случаях топ-менеджменту не интересен такой уровень детализации. Для него ИТ – одна статья затрат. Пока топ-менеджеров устраивает уровень этих затрат, им не интересно, что внутри. Когда перестает устраивать – они волевым решением требуют затраты сократить. Опять же не вдаваясь в детали. 

    Поэтому ИТ-менеджмент в свою очередь не осознаёт, что учет трудозатрат – его прямая обязанность. По крайней мере до тех пор, пока не потребуется обоснованно отбиваться от требований сократить бюджет ИТ. 

    • Роман Люблинский

      Менджмент менджменту рознь 🙂

      Обидно за тех коллег, чье руководство не хочет вдаваться в детали, требуя лишь сокращения цифры в статье расходов.

      Особенно, учитывая текущую ситуацию, когда наоборот можно и нужно пробовать отвоевывать рынок за счет конкурентных преимуществ, в чем ит играет (должны играть) не последнюю роль.

      И еще такой аспект: помимо ITSM, много где присутствует разработка ПО для внутренних нужд – и тут учет рабочего времени каждого программиста очень важен. И уж тем более при общении с топ-ами.

      Под рукой нет цифр (суббота все же), потом вернусь с долей ФОТа в OPEX-e.

      • Под рукой нет цифр (суббота все же), потом вернусь с долей ФОТа в OPEX-e.

        Ждём-пождём 🙂 Только просьба указывать долю ФОТ с учётом персональных налогов. Если цифр по налогам нет, для оценки можно умножить ФОТ на 1,45.

        • Роман Люблинский

          Извините, что заставил долго ждать!

          7.75% ФОТ от OPEX (с учетом персональных налогов).

  • Альберт

    40-60% – затраты на персонал, это видимо очень дорогой персонал 🙂 Думаю что цифра 5% более приемлема. Остальное сервисы, в основном телеком. Не забывайте что инвестиции так же приводят к росту OPEX за счет амортизационных отчислений.

    Учет трудозатрат на уровне отдела необходим только для того что-бы решить где можно произвести сокращение, а то что их необходимо произвести решается на другом уровне.

    • Думаю что цифра 5% более приемлема.

      40-60% – это диапазон, в который укладывались оценки большинства компаний, с которыми я работал, за исключением компаний, всё стремящихся отдать на аутсорсинг, а таких, все же, не так много. У тех, кто максимально использует аутсорсинг, затраты на персонал просто меняют свою классификацию с ФОТ на оплату внешних услуг, но никуда не исчезают.

      По статистике Computer economics, например, в западных банках затраты на персонал и услуги связи в среднем составляют 38% OPEX. И я не могу утверждать наверняка, но вряд ли 33% из них приходятся на телеком.

      Другое дело, что в некоторых компаниях ФОТ ИТ-подразделения не входит в ИТ-бюджет, но это не более, чем специфика учёта, а не фактическое положение дел по расходам на персонал.

      Поэтому, уточните, пжл, что Вы имеете ввиду, говоря "Думаю что цифра 5% более приемлема". Вам такая цифра больше нравится? Она больше соответствует Вашей практике?

  • Сергей

    В нашей компании (область  энергетика) наладили учёт трудозатрат в разрезе категорий услуг\сервисов и подсервисов. Очень полезно было сравнить как работают аналогичные подразделения в филиалах. Сделали выводы и оптимизировали работы (сокращение трудозатрат на 20% сразу дало).

    Но при всём при этом (специфика отрасли) большинство трудозатрат (почти 70%) уходят на регламентные работы.

    По части связано с требованиями разнообразных министерств и ведосмств (на что не можем повлиять) хотя иногда считаем избыточными. Трудно на первых шагах было. Оценивали и вносили изменения в процедуры учёта и контроля списания. В итоге получили отличную картину для более равномерного распределения загрузки и опять же снижения фактических трудозатрат.

     

  • Альберт

    Возможно на Западе часть касающаяся расходов на персонал составляет 40-60% от операционных расходов, но в России это вряд ли, достаточно сравнить зарплаты. 5% это моя практика.

    Аутсорсингом уже сейчас стараются не пользоваться в силу ожидаемого принятия закона. Штат при этом не увеличивают, а покупают услуги сервисных компаний. Многие компании вообще без отделов ИТ работают. 

    • 5% это моя практика.

      Это интересно. Альберт, поделитесь, пжл, какова общая численность персонала компании, в которой Вы работаете?

    • Да, и если можно, укажите, пжл, отрасль, к которой относится ваша компания.

    • Денис Бутов

      Аутсорсингом стараются не пользоваться, а покупают услуги сервисных компаний?

      Альберт, а что вы понимаете под словом "аутсорсинг"?

      И 5% – это проценты от чего?

      • Согласен, вопрос справедлив. Мне тоже показалсь, что фразы "Аутсорсингом уже сейчас стараются не пользоваться…" и "Штат при этом не увеличивают, а покупают услуги сервисных компаний" противоречат друг другу.

        • Альберт поправит меня, если я ошибаюсь, но скорее всего под "аутсорсингом" имеется в виду аутстаффинг – использование чужих ресурсов в своих процессах. Тогда и фраза про ожидание закона вписывается в общий смысл комментария. 

          Понятно также, что "покупка услуг сервисных компаний" вместо использования собственных ресурсов – и есть аутсорсинг, и не так уж важно, что при этом покупается: люди для работы в "наших" процессах или результаты исполнения чужими людьми чужих же процессов. Главное в данном контексе – что затраты относятся не на статью "персонал", а на статью "услуги". 

    • Alexey Yusov

      Присоединяюсь к коллегам и с нетерпеньем жду хоть каких-нибудь подробностей о бизнесе в России, в котором реальные затраты на ФОТ составляют 5% от операционных расходов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM