Словно в продолжение темы про понятную процессную модель, опубликованную на нашем форуме, на сайте ISACA размещена статья Lisa Young, экс-президента одного из отделений компании. В статье рассматриваются общие принципы построения процессов, которые в COBIT 5 относятся к поддерживающим факторам (enablers).
Прежде всего, автор напоминает нам, что сам по себе процессный подход является компонентом системы менеджмента качества. Системное управление качеством позволяет организациям отладить процессы, обеспечить их повторяемость и измеримость, повысить собственную уверенность в стабильности результатов процессов. В статье автор приводит несколько полезных рекомендаций по выделению приоритетных областей управления ИТ, в которых требуется постановка или совершенствование процессов. В частности, к потенциальным кандидатам на совершенствование с помощью процессного подхода автор относит следующие области деятельности:
- вызывающие проблемы различного рода ("болевые точки");
- в которых организации необходимо повысить уровень компетенций;
- требования к которым регулируются извне;
- обладающие наибольшим влиянием на возможности достижения организацией своих целей.
Далее при построении детального списка процессов, требующих постановки или совершенствования, необходимо выделить действительно приоритетные, ответив на несколько вопросов в отношении каждого процесса:
- Действительно ли данный процесс играет важную роль в бизнес-результатах или достижении согласованных параметров SLA?
- Сколько человек знает, как выполнять отдельные этапы процесса? Может быть, всего один?
- Как распределяется ответственность за отдельные задачи? Есть ли конкретные ответственные или ответственность "размазана" между исполнителями?
Согласно автору, если процесс описан, это даёт возможность зафиксировать базовое состояние (baseline), которое, в свою очередь, делает возможным дальнейшее совершенствование и анализ развития процесса. Также после запуска процессов, когда они становятся повторяемыми, появляется возможность их измерения и анализа на базе накопленной статистики. Таким образом описание процессов позволяет сформировать дорожную карту в части совершенствования деятельности ИТ-организации в целом.