Разговорились на днях из одним из представителей заказчика. Собеседник поделился своим опытом работы в предыдущей компании, где он познакомился с процессным подходом воочию. Слово за слово, завязалось обсуждение. В результате чего пришли к тому, что процессный подход неизбежен. Вывод сделан непосредственно собеседником, я всего-то задавал наводящие вопросы. Добавлю лишь вопросительный знак в заголовок заметки, оставляя поле для дискуссий.
Сначала немного в сторону для небольших уточнений и определений. Функциональный подход – а именно с ним сравнивался в ходе обсуждения процессный – способ организации деятельности компании посредством определённых функций. Укрупнённые примеры: производство, маркетинг, бухгалтерский учёт, юрисконсульство и т.д. – высокопрофессиональные и узкоспециализированные сущности. Характерные особенности функции – более-менее однородная и однотипная деятельность, склонность к самоизоляции и увеличению своего влияния в организации. Процессный подход использует функции в своей работе и направлен на достижение целей всей организации как единого организма или системы.
В общем случае цели работы отдельных функций могут быть не совпадать с целями работы организации. Например, отдел маркетинга для удовлетворения спроса может требовать максимально широкий возможный спектр производимых товаров. Отделу производства, наоборот, нужно выпускать какой-то один вид товаров, поскольку это снижает издержки на переналадку оборудования, упрощает логистику, хранение материалов, повышая, таким образом, результативность функции. А для компании в целом оптимально производить и реализовывать разумно достаточный ассортимент с точки зрения привлекательного конкурентноспособного предложения.
Вернёмся теперь к ходу нашего обсуждения. Что мы видим в примерах выше? Функции, борясь за место под солнцем, зачастую, "забывают" про эффективность деятельности всей компании. Вы и сами, скорее всего, были свидетелями такого подхода (классические "к пуговицам претензии есть?" или "с нашей стороны пули вылетели!"). Определённо, в условиях нарастающей глобальной конкуренции увеличение эффективности работы компаний – мера необходимая. Особенности "поведения" функций явно не способствуют этому. Поэтому одним из способов может стать использование процессного подхода. Функции при этом остаются, смещается акцент. Цели функции ставятся в зависимость от целей процесса, что использует их в своей работе. Кроме того, повсеместное использование автоматизации вынуждает функции специализироваться на аналитической составляющей работы, в принятии решений. Решения должны быть обоснованными и полезными. А польза в данном случае определяется успешностью работы бизнес-процессов предприятия. Не зная процессов, в которых принимаешь участие, вряд ли принесёшь пользу. Отсюда и вывод моего собеседника: процессному подходу – "быть".
Для себя ответ на вопрос в заголовке я сформулировал так. Процессный подход – возможность для сложных функционально-организованных компаний, что осознанно выбрали данный способ, увеличить свою эффективность. При этом стоит предварительно рассмотреть и проанализировать и другие возможные способы (например, экстенсивное развитие) и детально просчитать затраты на переход и поддержание работы в новом управленческом состоянии.
Денис!
Вы "на пуговицах", "пулях", "отделе маркетинга" убедительно показываете недостатки функционального подхода.
Однако при описаний достоинств процессного переходите на формулировки "аналитическая составляющая работы", "успешность работы бизнес-процессов"…
Не моглы бы Вы показать достоинства процессного подхода также "на пуговицах", ну или хотя бы на приведённом Вами примере производства. 🙂