В теперь уже далеком 2005 году известный социолог и консультант, автор книг, Питер Друкер произнес эту фразу на заседании по развитию компании Ford. Он подразумевал, что можно иметь любую формализованную стратегию, но если у людей не принято соответствующее поведение, то никакой стратегии не будет, а значит никаких высоких (или не очень) стратегических целей компании не достичь.
Это про то, насколько люди готовы жить по тем или иным правилам, готовы к тем или иным переменам, способны их реализовать. Как сказал один психолог: «…для бирюзовой организации должны быть бирюзовыми люди».
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации (Wikipedia).
Считается, что понятие корпоративной культуры появилось уже в XIX веке.
Также считается, что корпоративной культурой занимаются в департаменте управления персоналом.
Но по сути, большая часть изменений в организации связана с информационными технологиями, а значит ИТ-функция должна стать либо законодателем корпоративной культуры, либо активным участником. И об этом явным и не очень образом говорят разные подходы по управлению ИТ-деятельностью:
«Культура, этика, поведение» – один из семи факторов влияния в COBIT5, который, по мнению авторов, хоть и не ИТ-специфичен, но должен быть включен в охват управления руководства ИТ-департамента.
«Человеческое поведение/Human Behavior» – принцип руководства, описываемый стандартом ISO38500 «Корпоративное управление информационными технологиями».
И тут возникают вопросы:
– Сколько в управлении ИТ уделяют внимания (берут в расчет) принятую культуру при постановке целей ИТ?
– Учитываются ли сложившиеся модели поведения людей при выравнивании этих целей с целями бизнеса?
– Если неуспешность проектов или инициатив анализировалась в контексте корпоративной культуры, то какие действия предпринимались при следующих проектах/инициативах?
– Учитывался ли культурный уровень организации при подготовке к новым инициативам?
Мне кажется это важным, а вам?
Часто (относительно) действительно сталкиваюсь с тем что не учитывая в целом корпоративную ИТ-культуру (стиль работы специалистов с пользователями, их желание корректно отражать свои работы и т.д.) стратегические планы руководства ИТ – захлёбываются.
С пользовательской культурой проще, если культура польтзователей низка то высокоразвитая культура ИТ – её компенсирует сильно и фактически не влияет на внедрение процессов и стратегических планов в целом.