Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Процессная математика. Каскадные взвешенные средние

Опубликовано 20 февраля 2018
Рубрики: ITSM, Измерение и оценка ИТ
Комментарии

Известно, что взвешенное среднее – алгоритм, весьма либерально относящийся к провалам по отдельным KPI при общем числе показателей больше 5. Поэтому, выстраивая комплексные системы оценки персонала, охватывающие несколько процессов (а уж тем более, если в оценку включены и другие показатели – качество услуг, результаты проектной деятельности, индивидуальные оценки подчинённых своими руководителями или достижение целей MBO), менеджеры часто рассчитывают интегральный KPI в несколько этапов. Например, сначала рассчитывается общий рейтинг сотрудника по отдельным процессам, а потом на основании этих индивидуальных процессных рейтингов вычисляется значение интегрального KPI. При этом на каждом этапе расчёта количество KPI стараются ограничивать на уровне 3-4 показателей. И это в целом правильный подход, за исключением одного «НО»: не надо использовать для всех этих расчётов всё то же взвешенное среднее арифметическое.

Для обоснования этого утверждения рассмотрим пример: расчет интегрального KPI сотрудника, который участвует в трёх процессах, оценка в каждом из которых опирается на три KPI. Пусть Rij – j-тый KPI сотрудника по i-му процессу, а Aij – индивидуальный вес j-го KPI по i-му процессу для данного сотрудника:

Тогда рейтинги по отдельным процессам при расчёте методом взвешенного среднего имеют вид:

Теперь рассчитаем интегральный KPI R, усреднив Ri с весами Bi, отражающими вклад выполняемых сотрудником процессов в итоговую оценку его труда:

Подставив в эту формулу определение Ri, легко привести её к виду очередного взвешенного среднего:


где веса Cij рассчитываются следующим образом:

Понимаете? Мы разбили расчёт на два этапа, но это не помогло. Интегральный KPI рассчитывается методом всё того же взвешенного среднего, по всем девяти процессным метрикам, только с другими весами.

В итоге влияние отдельных отклонений будет стремиться к 0, а это совсем не то, что нам нужно при построении комплексной системы оценки. И чем больше процессов / направлений оценки включено в расчёт, тем будет хуже. Такое каскадирование не спасает.

Для решения этой проблемы на разных этапах расчёта надо использовать разные алгоритмы агрегирования. Например, для расчёта KPI по отдельным процессам используется взвешенное среднее, а интегральный KPI на основании индивидуальных процессных рейтингов рассчитывается взвешенным произведением (если процессов / направлений оценки 2-5 штук) или средним с динамическими весами (если процессов / направлений оценки 5 штук и более).

Вся математика для этого давно известна.

P.S. И хотя по представленной ссылке в математике есть мелкие неточности, за 2,5 года с момента публикации их так никто и не нашёл 🙂

Учебные курсы и сертификация
специалистов по ИТ-менеджменту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
    • Что люди не понимают в управлении потоком создания стоимости
      Нет ничего плохого в самом управлении потоками создания ценности (VSM), но есть много плохого в том, как его рассматривают и обсуждают блогеры, отраслевые маркетологи и другие, которые часто смешивают его с DevOps и Agile. Это не одно и то же.
    • 5 основных тенденций развития искусственного интеллекта и машинного обучения на 2022 год
      Вот несколько основных тенденций, к которым вашему бизнесу стоит начать готовиться. Искусственный интеллект и машинное обучение становятся доминирующей частью технологической
    • 6 тенденций в ИТ, за которыми нужно следить
      Чтобы выжить во время пандемии, организации обратились к ИТ, чтобы помочь справиться с последствиями - как негативными, так и позитивными. В некоторых отраслях, таких как телемедицина и видеоконференции, бизнес резко вырос, и ИТ-отделам таких компаний пришлось в спешке справляться с нагрузкой. В других, например, в сфере путешествий и развлечений, бизнес резко просел. Кроме того, возобновилось стремление к цифровой трансформации.
    • Восход Desktop-as-a-Service: что это такое и зачем вам это нужно?
      Широкое распространение облачных вычислений добавило в наш словарь множество сокращений, наиболее распространенными из которых являются SaaS, PaaS и IaaS. Действительно, наступила эра облачных решений, которые доставляют программное обеспечение, платформу и инфраструктуру потребителям и предприятиям по запросу и с оплатой по мере использования.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT