Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Процессная математика. Каскадные взвешенные средние

Опубликовано 20 февраля 2018
Рубрики: ITSM, Измерение и оценка ИТ
Комментарии

Известно, что взвешенное среднее – алгоритм, весьма либерально относящийся к провалам по отдельным KPI при общем числе показателей больше 5. Поэтому, выстраивая комплексные системы оценки персонала, охватывающие несколько процессов (а уж тем более, если в оценку включены и другие показатели – качество услуг, результаты проектной деятельности, индивидуальные оценки подчинённых своими руководителями или достижение целей MBO), менеджеры часто рассчитывают интегральный KPI в несколько этапов. Например, сначала рассчитывается общий рейтинг сотрудника по отдельным процессам, а потом на основании этих индивидуальных процессных рейтингов вычисляется значение интегрального KPI. При этом на каждом этапе расчёта количество KPI стараются ограничивать на уровне 3-4 показателей. И это в целом правильный подход, за исключением одного «НО»: не надо использовать для всех этих расчётов всё то же взвешенное среднее арифметическое.

Для обоснования этого утверждения рассмотрим пример: расчет интегрального KPI сотрудника, который участвует в трёх процессах, оценка в каждом из которых опирается на три KPI. Пусть Rij – j-тый KPI сотрудника по i-му процессу, а Aij – индивидуальный вес j-го KPI по i-му процессу для данного сотрудника:

Тогда рейтинги по отдельным процессам при расчёте методом взвешенного среднего имеют вид:

Теперь рассчитаем интегральный KPI R, усреднив Ri с весами Bi, отражающими вклад выполняемых сотрудником процессов в итоговую оценку его труда:

Подставив в эту формулу определение Ri, легко привести её к виду очередного взвешенного среднего:


где веса Cij рассчитываются следующим образом:

Понимаете? Мы разбили расчёт на два этапа, но это не помогло. Интегральный KPI рассчитывается методом всё того же взвешенного среднего, по всем девяти процессным метрикам, только с другими весами.

В итоге влияние отдельных отклонений будет стремиться к 0, а это совсем не то, что нам нужно при построении комплексной системы оценки. И чем больше процессов / направлений оценки включено в расчёт, тем будет хуже. Такое каскадирование не спасает.

Для решения этой проблемы на разных этапах расчёта надо использовать разные алгоритмы агрегирования. Например, для расчёта KPI по отдельным процессам используется взвешенное среднее, а интегральный KPI на основании индивидуальных процессных рейтингов рассчитывается взвешенным произведением (если процессов / направлений оценки 2-5 штук) или средним с динамическими весами (если процессов / направлений оценки 5 штук и более).

Вся математика для этого давно известна.

P.S. И хотя по представленной ссылке в математике есть мелкие неточности, за 2,5 года с момента публикации их так никто и не нашёл 🙂

«Flow Metrics: управление потоковым производством на основе данных»
Учебный курс про метрики на реальных примерах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • FinOps с помощью Governance-as-Code
      Масштабы и сложность решений, основанных на облачных технологиях, продолжают расти. Слишком часто это расширение также означает, что затраты продолжают выходить из-под контроля. В
    • Применима ли концепция «сдвиг влево» (shift left) для инженеров по надёжности систем (SRE)?
      Концепция «сдвига влево» помогает упростить некоторые аспекты разработки программного обеспечения. Но предназначена эта концепция не только для разработчиков. Она
    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT