Организация самообслуживания сотрудников компаний обычно рассматривается как ключевая инициатива для перегруженных ServiceDesk’ов ИТ-подразделений. Цели “классические”: снижение затрат, ускорение обработки запросов на обслуживание, обеспечение лучшего клиентского опыта. Согласно исследованиям, проведённым как в Северной Америке (HDI), так и в Великобритании (SDI), порядка 80% ИТ-организаций уже инвестировали в ту или иную форму самообслуживания.
Пока что всё идёт, вроде, неплохо – ITSM-отрасль рассматривает идеи самообслуживания как способ стать “лучше, быстрее, дешевле”. Однако, есть одно большое “но”. Исследование того же SDI за 2017 г. демонстрирует, что только 12% ИТ-организаций получили ожидаемую отдачу от внедрения технологий самообслуживания.
Бесценный опыт, сын ошибок трудных, был получен по результатам множества внедрений. Редакция портала ITSM.Tools в лице Пабло Верне (Pablo Vergne) с готовностью представляет 10 советов для успешной организации самообслуживания.
- Сосредоточьтесь на том, что необходимо для принятия сотрудниками с самого начала, с самого первого шага. Сотрудники не будут автоматически использовать новые возможности самообслуживания только лишь потому, что они уже пользуются ими в своей обычной жизни. Есть много вещей, которые нужно сделать правильно сразу же. Во-первых, корпоративные возможности самообслуживания должны быть такими же хорошими, как и их аналоги в обычной жихни в потребительском мире. Во-вторых, как и в совете №3 ниже, нужно управлять изменениями людей, а не только изменениями технологий.
- Задайтесь целью сделать возможности самообслуживания такими, чтобы они обеспечивали лучший пользовательский опыт сотрудников, а не только лишь снижали затраты. Когда новое технологическое решение вводится в эксплуатацию с единственной целью – снизить затраты – очень вероятно, что сотрудники не станут массово его применять, поскольку отсутствует личная мотивация и удобство использования находится на низком уровне. А ограниченное использование означает малую отдачу от сделанных вложений. И, наоборот, когда решение соответствует ожиданиям сотрудников, более высокая частота его использования за счёт эффекта объёма как раз и даст ожидаемые выгоды.
- Осознайте, что изменение подобного рода – это изменение привычек и поведения людей. Организация самообслуживания – это не просто внедрение определённых новых технологий, это изменение способов выполнения работы. Соответственно, требуется грамотное управление организационными изменениями, чтобы помочь сотрудникам справиться с нововведениями.
- Относитесь к самопомощи как к важной части самообслуживания. Реальные преимущества самообслуживания как для ИТ, так и для работников, а также для организации в конечном итоге, исходят от сотрудников, умеющих быстро помочь себе в решении проблем.
- Повысьте эффективность управления знаниями. Следуя совету №3, успешное получение и повторное использование знаний требует культурных изменений. Управление знаниями должно быть встроено как в операционные процессы, так и в элементы признания и вознаграждения сотрудников.
- Убедитесь, что выбранная вами технология самообслуживания имеет опыт успешного применения. Большинство возможностей систем управления знаниями выглядят хорошо на бумаге, и необходимо убедиться, что они действительно успешно применялись на практике. Например, доступ к знаниям должен быть простым в использовании, иначе сотрудники просто продолжат звонить в службу поддержки.
- Используйте существующие возможности корпоративной автоматизации. Не нужно изобретать колесо. Просто используйте существующие возможности для автоматизации запросов на обслуживание, когда это возможно.
- Предложите выбор способа доступа и канала связи, чтобы соответствовать ожиданиям сотрудников. Поймите, что реализованная технология самообслуживание не всегда будет лучшим решением для сотрудников. Поэтому, существует необходимость в предоставлении различных каналов. В идеале, сделайте самообслуживание лучшим каналом, самым удобным. В конечном итоге, если люди вынуждены использовать самообслуживание, а оно не подходит для определённых целей или ситуаций, то некоторые сотрудники либо обращаются за помощью в другое место, либо просто продолжают использовать свои прежние способы работы.
- Смотрите шире. Ваши вложения в самообслуживание в сфере ИТ также могут помочь другим поставщикам корпоративных услуг, например: HR, бухгалтерия, юридический департамент. Это может быть частью большой инициативы по управлению услугами всего предприятия или другого проекта по улучшению.
- Примите тот факт, что вы никогда не добьетесь “правильного” самообслуживания. Ожидания сотрудников со временем меняются. Меняются и потребительские услуги, которые влияют на них. Поэтому продолжайте подвергать сомнению и оценивать пригодность ваших возможностей самообслуживания с течением времени и использовать возможности для их дальнейшего улучшения.
Я бы сюда добавил пункт – никогда не выводите Incident Management на самообслуживание. Заявки на услуги, консультации и прочее – да. Инциденты – нет. Самообслуживание по инцидентам, это все равно как самолечение по большой медицинской энциклопедии или советам из интернета. Затраты на врачей ниже, зато на похороны выше.