Вот уже почти год… Поначалу никто не верил, что это быстро не закончится. Ждали очный формат. Плюс мешала привычка к вебинарам – не верили, что дистанционный формат может быть реальной альтернативой. Но потом ситуация изменилась. Полученный за прошедшее время опыт позволяет поделиться наблюдениям и сделать некоторые выводы. И начну, пожалуй, с “ложки дёгтя”.
Что мешает?
Факторы места пребывания. Например, нет подходящего места, где можно разместиться. Возможен шум, например, от ремонта у соседей. Существенная разница в часовом поясе тоже создаёт неудобства. [Кстати, уже скоро будут доступны другие варианты графика. Пишите в комментариях, если у вас есть интерес к определённому графику.] Возможности митигации данной группы факторов, как правило, ограничены.
Многозадачность. Ну на дают спокойно поучиться! Постоянно у кого-то из участников важные встречи. С определённой регулярностью приводит к тому, что упражнения в группах начинаются в неполном составе, так как кто-нибудь без предупреждения “ушёл в чёрный ящик” и не вернулся. Надеюсь, постепенно все привыкнут поменьше отвлекаться и предупреждать, если временно отключаются. На очных курсах масштаб данного явления существенно ниже.
Видеобоязнь. Иначе и не назовёшь. Явление многогранное. Приходилось сталкиваться даже с несколько агрессивными проявлениями нежелания показать себя остальным участникам обучения. К счастью, проявляется всё меньше. За что всем, кто действительно старается представить, что находится в кабинете на очном курсе, искреннее спасибо!
Технические проблемы. Ну как без них. Бывают и на стороне тренера, и на стороне слушателей, и на стороне используемых инструментов. У нас даже появились внутренние рекомендации по проверке готовности перед курсом. А ещё есть ощущение, что под технические проблемы иногда маскируют видеобоязнь.
Формат тренинга. Пока что не все виды тренингов можно эффективно проводить в дистанционном формате. Традиционный формат бизнес-симуляций (деловых игр) напрямую в “дистант” не переносится. Пока.
Что хорошо?
Вирусобезопасность. Ну тут очевидно. Помимо собственно невозможности получить вирус по цифровым каналам, также отпадает необходимость находиться на обучении в медицинской маске, держать социальную дистанцию и соблюдать прочие ограничения.
Время, деньги. Не нужно никуда ехать, то есть тратить время и деньги на перемещение [и проживание]. Наверное, наиболее весомый аргумент для тех слушателей, кому на очный курс надо ехать из другого города.
Комфорт. Индивидуальный. Да, во время курса очень хотелось бы полное вовлечение слушателей. Но есть перерывы, когда можно с чистой совестью выключить камеру. Со всеми вытекающими.
Коммуникация. Уровень коммуникации практически не отличается от очного. На очном правила, по сути, такие же – не говорить хором, не затягивать дискуссии и так далее. Во время упражнений есть возможность поработать в более тесном кругу без риска обменяться вирусами.
Тренды
Думаю, что “дистант” не потеряет актуальность, даже когда отступит вирус, последние новости про мутации которого настораживают. Уже как минимум с середины лета мало кто спрашивает про очный формат. И всё больше положительных отзывов о формате дистанционном. Всё ближе к цифре 100% число участников наших тренингов, которые держат включённой видеокамеру. Есть все основания говорить о том, что новая реальность, неотъемлемой частью которой стал дистанционный формат обучения, становится обыденностью. Можно пытаться с этим не соглашаться, но важнее, как мне кажется, развивать способность адаптироваться к этой новой реальности. Все вместе мы с этой задачей неплохо справляемся. А значит есть все основания надеяться на то, что следующий год будет успешным для всех.
С наступающим, коллеги!
Я бы в минусах удалённого обучения добавил невозможность ученикам социализироваться и пообщаться в неформальной обстановке во время перерывов и после учёбы. Чаще всего во время неформального общения получаешь невероятно полезные знакомства и мнения. Приходится изголяться в телеграмме:)