Не так давно на глаза попался пресс-релиз отчета Gartner “Addressing IT Self-Service Myths and Realities for Successful Implementations.” Пресс-релиз, как и отчет, не самой первой свежести (2010 год), но сути это не меняет. Авторы упоминают 4 мифа об организации порталов самообслуживания:
Миф 1: Порталы самообслуживания снижают затраты на предоставление ИТ-сервисов.
Реальность: Снижается только загрузка первой линии.
Действительно, если функциональне возможности портала будут ограничиваться традиционным списком:
- самостоятельная регистрация обращений пользователя
- просмотр статусов зарегистрированных обращений
- получение информации из базы знаний (FAQ)
- выполнение простых операций без участия ИТ-специалистов (например, сброс пароля)
то мы сократим только время, которое тратят специалисты первой линии на регистрацию обращений пользователей, ответы на вопросы “А как там мое обращение?” и т.д.
Сделать из мифа реальность можно добившись снижения загрузки второй линии за счет:
- Сбора максимального количества информации, необходимой для выполнения работ по обращению. Во многих компаниях, есть формы стандартных/сервисных/типовых запросов, которые пользователи заполняют в офисных приложениях и отправляют в службу поддержки. При заполнении они часто ошибаются, что-то забывают вписать, путают формы и т.д., что добавляет забот не только первой линии, но и второй, которой приходится разбираться в том, что имел ввиду пользователь.
- Корректной маршрутизации обращений на вторую линию в зависимости от полученной информации. Если у вас используются ресурсы внешних компаний, то желательно их привлечение без участия специалистов второй линии, там где это возможно, например, при обслуживании орг.техники.
- Автоматизации выполнения операций без привлечения специалистов (предоставление прав доступа, развертывание ПО и т.д.). Естественно, что должно быть обеспечено проведение необходимых согласований.
Миф 2: Организация портала самообслуживания требует разовых инвестиций.
Реальность: Портал требует постоянных вложений
Тоже сложно поспорить. Чем больше “обязанностей” возложено на портал, тем чаще будет возникать необходимость что-то добавить, что-то изменить. Поэтому еще до начала реализации портала важно выявить часто меняющиеся разделы и оценить трудозатраты на развитие. Примеры направлений развития:
- публикация новых материалов (регламентирующие документы, статьи базы знаний, уведомления и т.д.)
- расширение поддержки за рамки ИТ (например, включение административно-хозяйственной поддержки: электрика, сантехника и т.д.)
- введение новых типов обращений пользователей (например, вследствие появления новых сервисов)
- устранение замечаний или реализаци предложений пользователей (куда заведет фантазия заранее предсказать невозможно, поэтому лучше если есть запас гибкости)
Миф 3: Пользователи ринутся на портал самообслуживания.
Реальность: Бывает сильно по-разному.
Пользователям надо суметь “продать” портал, то есть убедить их в том, что он им полезен. Многим пользователям, как ни странно, нравится простое человеческое общение с первой линией. Практика показывает, что чем сильнее пользователи связаны с ИТ-технологиями, тем большей популярностью у них пользуется портал. Например, в банке или телекоммуникационной компании вероятность получить высокую посещаемость портала выше, чем на металлургическом заводе. Очевидно, что на популярность портала влияет и удобство работы и преимущества, которые получает пользователь от электронного обращения (например, более быстрая реализация). Доступность первой линии тоже играет не последнюю роль, однако не следует снижать доступность в угоду посещаемости портала 🙂
Миф 4: Внедрить портал самообслуживания просто.
Реальность: Помимо “правильного” средства автоматизации потребуется организация процессов, обеспечивающих актуализацию и наполнение портала и выполнении массы других важных требований. Кроме того, если по итогам регистрации обращений на портале внешние системы выполняют некоторые действия, то потребуется еще и интеграция с ними.
Появление портала важно сопроводить включением в соответствующие процессы процедур, которые не только будут использовать его возможности, но и обеспечивать его актуализацию. Иначе есть риск, что портал замрет в своем развитии в состоянии “так внедрили”.
Интеграция с внешними системами, которые сбрасывают пароли, предоставляют права, устанавливают ПО и т.д., тоже отдельные, зачастую более ресурсоемкие задачи, реализацию которых надо учитывать при внедрении портала. При этом важно с одной стороны не жадничать и не делать все и сразу, с другой стороны заранее оценить возможности портала, по расширению перечня возможных интеграций.
А был ли у вас опыт реализации порталов самообслуживания, с какими сложностями столкнулись вы?
Очень кстати статья. Как раз стоим на пороге внедрения такого портала.