Каждый проект по внедрению процесса управления активами и конфигурациями по-своему индивидуален. В каждом проекте формируются какие-то свои ключевые задачи и особым образом расставляются приоритеты. Построенные технические решения учитывают какую-то определённую специфику заказчика.
Завершённый на днях очередной проект, в рамках которого был реализован комплексный процесс управления активами и конфигурациями, не явился исключением. И если в предыдущих проектах акцент, зачастую, смещался в сторону задач материального учёта и анализа взаимного влияния конфигурационных единиц, то в данном случае в качестве одного из главных преимуществ от внедрения процесса заказчик видел возможность получения сводной финансовой информации об ИТ-активах. Что абсолютно логично, но отнюдь не всегда легко достижимо, как показывает практика. Давайте немного поговорим о том, какие сложности возникают на пути к финансовой модели услуг, базой для которой является, конечно же, грамотно построенная CMDB и обслуживающий её комплекс процессов.
Во-первых, необходимо решить, при выполнении каких условий мы сможем доверять той финансовой информации, которую ожидаем получать на основе данных CMDB. Ведь по умолчанию наши ITSM-системы не являются первоисточником финансовых данных, а значит, мы очевидным образом будем зависеть от неких технических решений, обеспечивающих обмен информацией с информационными системами (ИС) бухгалтерского учёта, а также с учётом договоров. Любая интеграция, как известно, имеет светлую сторону в виде минимизации ручного ввода и тёмную в виде сложностей при обеспечении консистентности данных. Данная ситуация усугубляется различиями в детализации учёта финансов во всех трёх классах ИС. Например, в ИС учёта договоров может полностью отсутствовать как таковая спецификация в виде перечня закупленных или обслуживаемых позиций. При этом в системе бухгалтерского учёта может не осуществляться учёт нематериальных активов, а объекты инфраструктуры могут для целей учёта группироваться в комплекты, состав которых описывается в текстовом поле "Комментарий". Как же департаменту ИТ, находящемуся "между двух огней", обеспечить себе возможность получения данных о затратах на конфигурационную единицу, таких, как:
- закупочная стоимость;
- стоимость сопровождения, привязанная к периоду;
- затраты на негарантийные ремонты;
- затраты на расходные материалы и комплектующие;
- затраты на лицензии ПО.
Помимо собственно организационно-технического решения, построенного вокруг ITSM-системы, необходимы инструменты, позволяющие осуществлять сверку финансовой информации, поступающей из других систем учёта. Например, некие "сверочные" отчёты. Причём, автоматизация такой сверки может оказаться затруднительной, если имеют место договоры в валюте, отличной от национальной. Необходимо также регламентировать в ролевой модели процесса структуру ответственности за обеспечение консистентности финансовой информации.
В общем, вопрос крайне интересный. Консистентность финансовой информации в CMDB даёт нам возможность заложить надёжный фундамент для построения, в дальнейшем, подробной финансовой модели услуг.
Поэтому очень хотелось бы услышать о вашем опыте, уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, своими идеями и опытом – как же начать доверять финансовой информации в CMDB?
В правильно заданном вопросе содержится более половины ответа ))
Да особо не каких, если CMDB и комплекс процессов построены не то чтобы даже очень грамотно, а просто построены средне, и они работают.
А далее всё просто. У нас есть связка Услуга – КЕ. Посколько все приходные документы на ИТ-КЕ проходят через ИТ, нет проблем заводить сразу с данными о стоимости и периоде амортизации. Лицензии по этой же схеме.
Все затраты на поддержку по Услугам можно посчитать из Инцидентов и Запросов.
Не вижу проблем сделать регламентный отчёт с расчётом амортизационной стоимости КЕ и стомости затрат на поддержку по Услуге на базе связей.
Проблемы начинаются тогда, когда Заказчик начинает хотеть видеть разрезы стоимости услуг по подразделениям. А данных по потреблению услуг нельзя посчитать. Но и это решается не запредельными трудами.