PRINCE® (Projects IN Controlled Environments) – свод знаний по управлению проектами, зародившийся в Великобритании. В настоящее время правами на бренд PRINCE2, соответствующие публикации и сертификацию обладает британская компания AXELOS, которая в течение двух недель в феврале-марте 2016 проводила исследования с целью лучше понять тех, кто проходит сертификацию PRINCE2 (линейка сертификации по управлению проектами состоит на данный момент из трёх уровней: Foundation – Practitioner – Professional). Зачем они это делают, и что им эта сертификация даёт? А заодно выяснить предпочтения респондентов и их понимание текущего состояния управления проектами в компаниях, на которые они работают.
Перед проведением опроса был проведен анализ большого количества актуальных профилей LinkedIn, чтобы уточнить вопросы, включаемые в опросник исследования.
В ходе исследования были опрошены 2434 человека (38% из них в Великобритании, родине PRINCE, где этот свод знаний по управлению проектами наиболее популярен).
Довольно подробный отчёт доступен на сайте AXELOS (есть очень короткая инфографика).
Интересно то, что в опросе поучаствовали специалисты, работающие в различных отраслях (не только ИТ) и выполняющих различные функции (консультанты, эксплуатация, ИТ, старший менеджмент, руководители проектов и проектных офисов). Велико разнообразие и по прочим параметрам: возраст – от менее 24 лет до старше 60; опыт – от 0 до более чем 15 лет (последняя группа составила более половины респондентов). Компании, которые представляют респонденты имеют различные размеры (от менее чем 100 сотрудников до более чем 1500). Разнообразны и прочие сертификации (помимо PRINCE2), которыми обладают респонденты.
Ответы на основные вопросы исследования таковы.
- 85% респондентов считают, что сертификация PRINCE2 положительно влияет на их карьеру.
- 84% полагают, что это полезно для выполняемой ими работы.
Любопытен следующий факт. И в Великобритании и в остальном мире в большинстве случаев решение о прохождении обучения PRINCE2 сотрудниками принимают их руководители. И, разумеется, оплачивает обучение в большинстве случаев организация. Но, если в Великобритании процент респондентов, которым обучение оплачивает организация, составляет около 67%, а самостоятельно финансирование собственного обучения осуществляют около 33% респондентов, то в остальном мире это распределение заметно отличается – приблизительно 50-50. Возможно, это лишний раз демонстрирует тот факт, что на родине PRINCE2 обучению этой проектной методологии считается чуть ли не обязательным, и компании более готовы идти на расходы по проведению тренингов PRINCE2 для сотрудников.
Исследователи также попытались выяснить, как обстоят дела с Agile.
Интересно, что, анализируя восприятие ценности Agile в разрезе возрастов респондентов, получили пик в диапазоне возрастов 30-50, а не в более молодых группах. И, как ни странно, с ростом размера организации оценка ценности Agile респондентами, работающими в этих организациях растёт (может быть потому, что как раз в больших организациях реализации Agile подхода требует больше усилий, и респонденты недополучают Agile? ).
Кстати, сравнивая оценки респондентов их личного восприятия того, насколько ценным является Agile подход, и того, насколько их компании склонны к применению этого подхода, исследователи продемонстрировали заметный разрыв между этими двумя показателями во всех отраслях (т.е., с точки зрения респондентов, компании сильно недооценивают Agile и, соответственно, недополучают ценность от применения данного подхода). В среднем по всем отраслям этот разрыв составил 37,1%. Самыми Agile-настроенными организациями (компании с самым высокми Agile-апетитом) оказались представители финансовой и ИТ отраслей, что, наверное, не удивительно. В этих же отраслях разрыв между Agile-аппетитом компаний и индивидуальном восприятием ценности Agile является минимальным.
В целом, несмотря на некоторые особенности различных регионов, основные моменты выглядят логично. Можно было бы даже предположить, что картина в нашей стране схожая. Вот бы проверить!