В редакцию портала поступил вопрос:
Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться с понятием продукта в контексте синхронизации двух концепций: гибкой разработки ПО и ITSM.С одной стороны, в компании начали применять Agile-подход и инструменты SCRUM при разработке продуктов (пример продукта ─ мобильное приложение для покупателей). С другой стороны, ИТ пытается разговаривать с бизнесом в терминах ИТ-услуг. У участников этих коммуникаций возникает сложность в понимании основных терминов и разницы понятий «информационная система», «продукт», «ИТ-услуга», «бизнес-процесс». А также в понимании взаимоотношений различных ролей и возможности их совмещения, например, владельца продукта и владельца услуги.
С определением ИТ-услуги все понятно (ITIL нам в помощь), а с продуктом сложнее. Часто определение продукта формулируется не напрямую, а через описание его свойств (или их отсутствия), в том числе по сравнению с услугой. Например, «продукт является осязаемым и может **** сейчас или позже, в то время как услуга неосязаема и не может быть получена заблаговременно». Troy DuMoulin как-то цитировал в своем блоге John Arther Ricketts, автора книги Reaching The Goal. Тот считает, что многие товары являются сочетанием продуктов и услуг: So pure goods (products) and pure services are just end points on a continuum of possibilities. Но хотелось бы четких определений этих конечных точек 🙂
Спасибо!
Выскажу свое субъективное мнение. Разговор с бизнесом на понятном бизнесу языке – это не разговор в терминах ИТ услуги. С бизнесом надо разговаривать на языке бизнеса, а язык бизнеса – это деньги. Деньги – единственно, что понятно бизнесу. Касаемо понятия “продукт”.
Продукт – это все, что вы продаете. Услуги – это тоже продукт (в банковской среде это уже давно принято: финансовые продукты, кредитные продукты и.д.). Если совсем в общем, то продукт – это все, что имеет пользу для покупателя и вы готовы это продать. В этом контексте SLA есть описание продукта. Между SLA и стоимостью услуги есть прямая связь. Если эта связь у вас не имеет четкого определения, то разговора с бизнесом у вас не получится.