Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Business Agility, DevOps, ITIL, ITSM, COBIT, PRINCE2, TOGAF, Kanban...

14 лет в эфире. 3 000 записей. 10 000+ постоянных подписчиков.

 

 

Обучение
по ITIL 4, ITSM, PRINCE2
Деловые
игры
Новые экзамены
по ITSM
Реестр ESM- и ITSM-систем в России 2024

Вакансия тренера в Cleverics

Многие знают, что в нашей компании есть довольно мощное направление обучения. Время от времени в этом направлении открываются вакансии тренеров-консультантов. Это уникальная возможность для специалистов, которые готовы очень много работать и очень интенсивно развиваться. Очень много работать: это действительно так. Работа тренера подразумевает примерно 50% загрузки в виде преподавания, а преподавание краткосрочных учебных курсов требует много сил. Но собственно тренерством работа тренера не ограничивается: есть ещё и освоение новых курсов, и разработка учебных материалов, и миллион задач по маркетингу, и взаимодействие с клиентами… Очень интенсивно развиваться: это действительно так. У нас нет тренеров, читающих только базовые курсы. "Основы ITIL" – необходимый первый…

Checklist: А вы готовы к неожиданностям?

Независимо от уровня надежности и отказоустойчивости ИТ-систем, приходит день, который испытывает их, а заодно и вас, на прочность. Пожары, затопления, отключения электричества, перебои у ключевых подрядчиков, нарушение целостности каналов связи, крупномасштабные отказы вследствие реализации угроз ИБ – вот лишь короткий список обстоятельств, которые могут поставить вас и ваших заказчиков в затруднительное положение. На случай, если у вас на это есть бюджет, мы предлагаем короткий чеклист, благодаря которому вы можете проверить свою способность держать удар. Разработан и актуален план реагирования на НШС, который включает:     События и сценарии, являющиеся триггерами для активации плана Порядок действий по реагированию и минимизации негативного…

ISO/IEC 38500:2015 – perfect from the beginning

«Руководство ИТ для организаций» (Governance of IT for organizations) – так теперь называется обновленный стандарт ISO 38500:2015, знакомый нам ранее как ISO 38500:2008 или Corporate governance of IT. Стандарт был обновлен в феврале, а в дополнение к нему в апреле выпущен ISO 38501 – Implementation guide (ISO38502 – Framework and model опубликован в конце 2014 года). Geoff Harmer в своей колонке на itsmportal.com провел анализ изменений, в реализации которых, по некоторым данным, принимали участие эксперты из 27 стран. Ну что же, эксперты потрудились на славу. Вот основные выводы анализа: Все основные идеи остались без изменений. Формальное определение Governance of IT теперь таково: «Система,…

Вопрос из зала: Конфигурационная единица и ИТ-актив

При проработке процесса управления конфигурациями заинтересованные лица ставят задачи, выходящие за рамки академического процесса управления конфигурациями, о котором говорится в ITIL.  Типичная задача, которую может решить процесс управления конфигурациями: Предоставление информации другим процессам о текущем состоянии элементов инфраструктуры, их взаимосвязях, взаимном влиянии и т.д. Типичная задача, которую может решить процесс управления ИТ-активами: Предоставление информации о затратах на различные категории оборудования, лицензионная чистота программного обеспечения и т.д. Получается, что понятия «конфигурационная единица» и «ИТ-актив» различны? Или всё же едины?

Классификация бизнес-процессов

Некоторые вещи так давно изобрели, что уже никто и не помнит автора. Взять, например, колесо. Или деньги. Менеджмент – относительно молодая область знаний. Там изобретатели основных идей и концепций, как правило, хорошо известны. Все знают, что специализацию рабочих по  производственным операциям придумал Адам Смит. Затем Генри Форд добавил к этой специализации конвейер. Потом были Уолтер Шухарт, а позднее – Эдвард Деминг с управлением качеством на основании измерения и совершенствования повторяемых процессов. Тогда же, в середине XX века, Норберт Винер создавал кибертентику. Затем Дэвид Нортон и Роберт Каплан предложили идею сбалансированной карты показателей. Примерно в то же время появился ITIL (с авторами нам посчастливилось…

Checklist: Содержание политики релизов

Политика релизов (или политика управления релизами) – документ, определяющий подход к управлению релизами в той или иной системе. Обычно политика релизов включает в себя следующие разделы: Границы применения политики (ИТ-системы, регионы) Расписание выпуска плановых релизов (см. пример на рисунке ниже), включая даты запрета на внесение изменений в продуктивные системы Порядок выпуска плановых релизов: порядок выполнения работ; распределение ответственности; общая координация работ; задействование подразделений-заказчиков; размещение и хранение релизов; используемые технические решения; Правила и порядок выпуска внеплановых (аварийных) релизов Требования к составу и упаковке релиза Требования к документированию релизов Правила именования и нумерации версий

И снова каталог ИТ-услуг

Многие авторы уже не раз писали о том, что такое каталог ИТ-услуг, для чего и кому он нужен, как его построить, как пользоваться, если удалось построить и чем заменить, если построить не удалось. Очередной пост на эту тему недавно опубликовал Stuart Rance. В краткой заметке под говорящим названием "That’s not a service catalog!" автор делится своими наблюдениями о том, что многие проекты, связанные с построением каталога ИТ-услуг, заканчиваются неудачей из-за того, что участники проекта не имеют единого понимания о том, что такое каталог ИТ-услуг. В подтверждение данной идеи автор приводит несколько примеров. Рассмотрим один из них: с каталогом сервисных запросов, который часто путают с каталогом ИТ-услуг….

По ту сторону. Черты заказчика ИТ-услуги

"Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежащий к разряду заказчиков". А. П. Чехов, "Каштанка" У медали две стороны, у сервисных взаимоотношений – тоже. Важная роль одной из сторон – роль менеджера ИТ-услуги – уже была довольно подробно описана. А поскольку сказав "А", нужно сказать и "Б", попробую составить по аналогии и для полноты картины сводную характеристику на заказчика ИТ-услуги. Заказчик – это кто-либо, заинтересованный в получении ИТ-услуги, при этом обладающий возможностями выставлять требования к ней, контролировать качество её предоставления и влиять на него. В повседневной жизни мы с вами являемся по большей части потребителями разнообразных заранее спроектированных "предустановленных"…

Модели управления доступом

В связи с известными событиями возникла необходимость подтянуть мат.часть по управлению доступом. А в этом деле нет ничего лучше, чем составить для самого себя краткую памятку. Размещу её здесь на случай, если кому-то она пригодится.   Среди бесчисленного множества моделей можно выделить следующие, более-менее непересекающиеся и задающие базовую классификацию: MAC, DAC, RBAC и ABAC.   MAC: Mandatory Access Control (рус. мандатное управление доступом) В основе модели лежат понятия «режима конфиденциальности» и «допуска». Режим конфиденциальности устанавливается для объектов (информации, систем, операций), в то время как допуск присваивается субъектам (гражданам или техническим средствам, которые пытаются получить доступ). Например, в простейшем случае сотрудник…

Герои в ИТ – повод задуматься

В культуре многих ИТ-организаций существуют ИТ-герои – сотрудники, которые время от время в критические моменты выправляют ситуацию. В подобных организациях инцидент, потребовавший больших усилий на устранение, однотипный элемент в цепи таких же похожих – уже произошедших и возникнущих. Мало кто анализирует произошедший сбой, делает выводы, принимает меры, чтобы предотвратить его появление в будущем. Героями считаются ИТ-специалисты, мастерски решающие проблемы, тушащие внезапные инциденты. Им воздаётся честь и хвала – поскольку результат их работы на виду. При этом в тени остаются те, кто работает проактивно, предотвращая сами предпосылки для развития инцидентов. Или заранее создаёт планы по скорейшему восстановлению работоспособности для случаев, когда…

Checklist: учёт конфигурационных единиц

При проектировании структуры CMDB, помимо дерева категорий конфигурационных единиц нужно не забыть про правила учета КЕ каждой из категорий.  Состав учитываемой информации зависит от задач, которые должна решать CDMB, однако всегда полезно иметь под рукой перечень вопросов, о которых необходимо подумать при разработке правил учета. Мы подготовили чек-лист, позволяющий проверить полноту ваших правил учета. Определены атрибуты Правила заполнения (включая возможные значения справочников) Требования к обязательности атрибутов Требования к уникальности значений атрибутов Определены типы связей Условия применения определенных типов связей Требования к обязательности определенных типов связей (например, ИТ-система должна быть обязательно привязана к серверу, на котором установлена) Определены статусы Условия перехода…

 
DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM