Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Сертификация для живых людей

Тема для обсуждения предложена читателем нашего портала. (См. раздел "Задать вопрос").

"На портале было весьма активное обсуждение темы значения стандарта ISO20k и сертификации на соответствие ему организаций (Недооцененный стандарт ISO 20000). А хотелось бы понять еще и ценность сертификации специалистов по данному стандарту. Не могли бы вы, например, представить краткий сравнительный обзор схем сертификационных экзаменов по ITIL v.3 и ISO 20000 и свое мнение о ценности знаний необходимых для сдачи соответствующих экзаменов?"

Вопрос сложнее, чем кажется. Дело в том, что "сертификация специалистов по ISO 20000" — это на самом деле много сертификаций. Как минимум, можно говорить о трех сертификационных схемах:

  • Сертификация EXIN и TuV (IT Service Management according to ISO 20000)
  • Сертификация, разработанная itSMF-UK и недавно приобретенная APMG
  • Сертификация BSI (и, вероятно, аналогичных сертифицирующих органов,  проводящих сертификацию компаний и в качестве побочного продукта предлагающих подготовку специалистов). 

Возможно, есть и еще какие-то, но мне они неизвестны.

Множественность сертификационных схем — это минус. Я уже писал об этом, и не буду здесь повторяться. Основная идея: ценность сертификата определяется не тем, в какой области он выдан, а кем. У ITIL такой проблемы нет: все экзаменационные институты используют единый стандарт материалов и требований. 

Конкретно по каждому из трех вариантов можно сказать следующее:

Сертификация EXIN — удачная попытка сохранить практическую направленность профессиональных экзаменов по ITSM. Авторы построили довольно сложную систему, ориентированную на разные роли (ролевая структура — преимущество по отношению к схеме ITIL, т.к. каждый экзамен имеет четкую целевую аудиторию). Материал стандарта используется как основа, своего рода "скелет", основное же наполнение курса может быть основано на самых разных источниках, включая и ITIL. Мне как тренеру эта схема очень симпатична, т.к. позволяет разумно балансировать практическую направленность и подтверждение знаний требований и положений стандарта. Подробное сравнение этой схемы со схемой ITIL v3 можно найти здесь и здесь.

Сертификация itSMF недавно перешла во владение APMG. На сегодня на сайте APMG про нее практически ничего не написано. Судя по тому, как APMG расширяет свой сертификационный портфель, она просто ляжет рядом с сертификацией ITIL и новыми ролевыми сертификатами (на сегодня — "Change Analyst, CMDB и Service Catalogue". Желающие смогут выбирать. Впрочем, поживем — увидим.

Сертификация и обучение от BSI четыре года назад, когда я ее проходил, оставила тяжелое впечатление, и с учетом описанного выше выбора сегодня я бы ее никому не рекомендовал. (Сказанное относится к тем курсам, которые проводились в 2006 году. Сегодняшнее состояние дел мне не известно.) Тогда было три курса/сертификата:

  • Введение в стандарт (двухдневный пересказ первой части)
  • Внутренний аудитор ISO20000 (пересказ ISO19011 и первой части ISO20000)
  • Внедрение ISO20000 ("Введение", дополненное длинной последовательностью мер по подготовке к сертификации. Где-то в середине этой последовательности был пункт "Внедрить стандарт".)

Теперь два слова о собственно ценности. Сертификация ITIL — это бренд. За то и платят. "Качество" сертификатов в новой схеме, основанной на v3, существенно ниже, чем в старой схеме, основанной на v2. Ибо свидетельствует только о том, что человек вызубрил учебник, а также о том, что у него неплохой английский. 

Сертификация по ISO20000 молода и оттого ценится только теми немногими, кто нашел время для изучения этого вопроса. Но "молода" — это точно поправимо. Если стандарт будет развиваться так, как запланировано, и это развитие будет поддержано разработчиками сертификационных  схем, у нее есть хорошие шансы на рынке, я думаю. Мы постараемся сделать так, чтобы шансы эти повышались, а у специалистов в России был выбор. 

ITIL 4 Foundation, MPT, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от участников разработки

Комментариев: 9

  • Denis Pashkov

    Роман, в схеме от BSI есть (в 2008 уже точно был) еще один курс/сертификат — Lead Auditor. Весьма интересный и полезный курс (+сертификационный экзамен), направленный на то, как проводить аудит (и внешний и внутренний) по этому (и не только этому) стандарту, на что смотреть, что спрашивать, что фиксировать и т.п.

    Есть кстати стандарт, определяющий требования к организации проведения аудитов — 19011 «Руководящие указания для аудитора систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента».

  • Denis Pashkov

    На курсах как раз упоминали об этом стандарте (19011), аудиторы BSI руководствуются именно этим стандартом при проведении аудитов.

  • Ром, очень хорошо написано, лучше и не скажешь. Даже добавить нечего 🙂

  • Роман Лобус

    В начале декабря прослушал курс от ismf «ISO/IEC 20000 for Consultants/Internal Auditors» и сдал экзамен. Курс довольно сухой, интересные вещи были «вне» текста стандарта: scope, eligibility, RCB etc.

    • Роман, а что такое ismf? По какой схеме сертификации экзамен? В тех, что мне известны, для допуска к консультанту/аудитору надо иметь сертификацию базового и профессионального уровня по той же схеме или признаваемый сертифицирующим органом аналог. Если так, вы, наверное, до этого и еще какие-то курсы проходили по стандарту. Поделитесь впечатлениями о них?

  • Роман Лобус

    Пардон, опечатался. Имелось в виду itSMF, сертификационная схема которого предлагает два варианта: сертификация для аудиторов и сертификация для консультантов . В качестве пререквизитов для посещения и сдачи экзаменов для варианта «аудиторы» нужно быть работником (или контрактором) RCB или сертифицированным внутренним аудитором + другие требования, в варианте «консультанты» достаточно иметь itil foundation сертификат или заявить опыт. Тот курс который проходил я, несмотря на слова internal auditors в названии, следует понимать как consultants.

    Экзамен состоит из двух частей:в первой — тесты на знание определений (терминов) и определение соответствия сервис-провайдера стандарту (4е варианта: non-conformant; conformant, no further comments; conformant, but there are observations; not applicable) по предложенным вариантам; во второй — «сочинение» на заданные темы. Вторая часть по стилю выполнения была для меня в новинку, я сдавал экзамены по itil v3 capability stream и не имел опыта сдачи экзаменов в стиле itil v2. Но в целом, это не составило проблем.

  • Еще немного информации о существующих профессиональных сертификациях в сфере управления ИТ: www.realitsm.ru/2011/01/c...sya-v-2011-godu/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT