Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

В защиту электронной почты

Компания Volkswagen объявила об изменении режима работы корпоративной почты: внутренние письма не будут приходить на Blackberry сотрудников в нерабочее время. Правда, только в Германии и только для членов профсоюза.
Крупнейшая ИТ-компания Франции, ATOS, планирует полностью отказаться от внутренней электронной почты с 2014 года.
Компания Henkel сообщила о том, что в период с Рождества до Нового года электронная почта будет использоваться во внутренней переписке только для экстренных случаев.

Все это стало частью одной публикации BBC, хотя мне кажется, что эти три новости суть проявления очень разных тенденций.
ATOS планирует использовать корпоративные социальные сети для внутренних коммуникаций. Мне кажется, что это отчасти дань моде, отчасти – PR-ход и отчасти – заигрывания с молодым поколением специалистов, которые, по словам директора ATOS, впервые увидели Outlook, когда начали работать в компании.
Жест Henkel вообще не очень понятен. В указанный период у них там, как я подозреваю, каникулы, и использоваться только в экстренных случаях будет не только e-почта, но вообще любые средства внутрикорпоративных коммуникаций.
А вот инициатива VW сначала показалась мне очень любопытной. С одной стороны, идея понятная и благая: дать людям возможность чувствовать себя дома – как дома, а на работе – как на работе. В то время как наличие корпоративного почтового ящика в кармане домашнего халата несколько размывает эту границу. С другой стороны – ведь все, кто писал, начнут звонить и слать смс-ки?

Но по размышлении я склонен объявить эту меру VW скорее символической уступкой профсоюзам, чем практически оправданным шагом.
А ещё мне кажется, что во всех описанных случаях реформаторы борются не с тем. Что в самом деле следовало бы запретить, так это именно внутрикорпоративные коммуникации с использованием телефонов, СМС и чатов разного рода. Проблема непродуктивных коммуникаций – не столько в их объеме, сколько в их рваном, непредсказуемом характере.
С другой стороны, в чём почти исключительная прелесть электронной почты? Это НЕ INSTANT messenger. Это средство отложенной коммуникации, и получатель сам решает, когда читать и когда отвечать. Наш опыт это подтверждает, мы сделали именно почту основным средством делового общения внутри компании, и это не только повысило, простите за выражение, производительность труда, но и заодно существенно сократило расходы на мобильную связь.

Что делает служба ИТ, когда поток обращений пользователей постоянно прерывает работу, в том числе инициированную такими же обращениями? Ставит вежливый фильтр-накопитель, известный как Service Desk. Чтобы обращения и не терялись, и не сыпались беспорядочно прямо на специалистов. Так же можно поступать с любыми внутрикорпоративными коммуникациями. Телефон, skype, другие прямые и мгновенные коммуникации – только в экстренных случаях. А обработка почты – с оговорёнными интервалами, и гарантированный ответ по существу в течение оговорённого времени же. В результате сотрудники получают возможность заниматься делом, а не чтением почты, не отвлекаясь на постоянные перерывы.
Ну а дома корпоративную почту можно ведь просто не читать, верно? В конце концов, не обязательно носить почтовый ящик в кармане халата…
 

PS. Написано дома, в субботу вечером. Надо продолжать работу над собой… 

«VAP: Построение системы KPI для ИТ»
Как обеспечить управление процессами, проектами, услугами, персоналом

Комментариев: 7

  • Георгий

    Уникальная статья 🙂 Ром, без обид, но – Не согласен почти со всеми утверждениями, причем практически категорически

    1. “ATOS планирует использовать корпоративные социальные сети для внутренних коммуникаций. Мне кажется, что это отчасти дань моде, отчасти – PR-ход и отчасти – заигрывания с молодым поколением специалистов” Это ни первое, ни второе, ни третье. Это просто первый шаг в будущее, нравится нам это или нет. Соцсети (корпоративные и публичные) – пришли всерьез и надолго
    2. “А вот инициатива VW сначала показалась мне очень любопытной… я склонен объявить эту меру VW скорее символической уступкой профсоюзам”. Это просто ответ-отписка на идиотские требования профсоюзов. Надо еще в обед отключать мыло, во время сиесты и по церковным праздникам
    3. “Что в самом деле следовало бы запретить, так это именно внутрикорпоративные коммуникации с использованием телефонов, СМС и чатов разного рода. Проблема непродуктивных коммуникаций – не столько в их объеме, сколько в их рваном, непредсказуемом характере.” Что тут сказать. Разумнее будет вообще запретить любые коммуникации, кроме заранее согласованных, дабы не отвлекать людей от важных дел. Можно перейти на бумажную корреспонденцию, еще эффективнее
    4. “С другой стороны, в чём почти исключительная прелесть электронной почты? Это НЕ INSTANT messenger. Это средство отложенной коммуникации, и получатель сам решает, когда читать и когда отвечать”. Тут без комментариев, мой любимый капитан очевидность 🙂
    5. “Наш опыт это подтверждает, мы сделали именно почту основным средством делового общения внутри компании, и это не только повысило, простите за выражение, производительность труда, но и заодно существенно сократило расходы на мобильную связь.” Это здорово, использовать таки почту 🙂 Могу предложить вам попробовать добавить еще сервисы Instant Messenger для (например) коллективных обсуждений, мозговых штурмов, очень удобно и очень эффективно. Договориться заранее о сеансе связи можно по почте – дабы не отвлекать и экономить на телефонах 🙂
    6. Последний абзац – вообще за гранью добра и зла, сравнить наш любимый ServiceDesk с попыткой ИТ отгородиться от пользователей, которые постоянно прерывают работу своими обращениями :))))

    Рома, с наступающим новым годом, надо нам всем отдохнуть 🙂 а то под конец года, субботний вечер можно и без почты и форума провести 🙂

    • “Могу предложить вам попробовать добавить еще сервисы Instant Messenger для (например) коллективных обсуждений, мозговых штурмов, очень удобно и очень эффективно”

      Используем Skype. Раньше использовали Mikogo, щас думаем о замене. Роман не имел ввиду, что ничего кроме почты мы не используем 🙂

  • Гоша, с наступающим! В новом году по части пунктов отобьюсь.

    Ну то есть это я так сейчас думаю, а как отдохну – может, сам удивлюсь делу рук своих и приду виниться в стиле “и бес, посрамлен бе, плакаси горько”.

    Пока отбиваться воздержусь – вдруг правда неадекватен…

  • Андрей

    Георгий прав. Совершенно не стоит запрещать sms, IM и телефоны. Главное расставить приоритеты. У нас, например, есть четкая внутренняя политика: если вопрос нужно решить за полчаса – почтой, 10 минут – IM, срочно – телефон или sms в зависимости от ситуации. А соц.сети активно развиваются в плане организации Управления знаниями. Всему свое место.

  • “Что в самом деле следовало бы запретить, так это именно внутрикорпоративные коммуникации с использованием телефонов, СМС и чатов разного рода”

    С этим я не согласен категорически, поддерживаю Гошу.

    По остальным пунктам не знаю что сказать – каждый выбирает для себя. Моё личное мнение – IM в больших компаниях я бы запрещал (по крайней мере для большинства пользователей), поскольку это снижает продуктивность в большей степени, чем может её повысить. Но компании – разные, люди – разные. Поэтому … каждый выбирает для себя. В чём вопрос?

  • На 2-ой Всероссийской конференции itSMF, Крис Рэй из CA подготовил очень интересную презентацию (формально про облака, хотя их в докладе практически не было). В своей презентации Крис, подвёл нас к мысли, что электронная почта доживает свой век, что будущие за социальными сетями, в которых сочетается и отложенная коммуникация и online общение. Мне эта идея гораздо ближе.

    Кстати забавное наблюдение, довелось учавствовать в двух проектах, основным средством коммуникации которых была связка skype, vk.com, dropbox. Электронная почта практически не использовалась. Проектная команда состояла из молодых людей в возрасте 24-28 лет.
    Для меня это яркое подтверждение тезисов сформированных Крисом в его презентации.

  • Pavel Solopov

    А в чём “фишка” социальных сетей как средства коммуникации от электронной почты? За исключением интерфейса конечно же.
    В том, что каждый пользователь может включить себя в тот список рассылки (в терминах почты), в который пожелает?
    Я вот как-то смысл соцсетей в корпоративном сегменте не понял до сих пор.


Добавить комментарий для ГеоргийОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM