Недавно на одном мероприятии довольно большие консультанты рассказывали про довольно большой ITSM-проект в довольно большой компании. Я, увы, на мероприятии не был, доклада не слышал, и потому не хочу называть никого по имени. Не в конкретном проекте дело.
В презентации о проекте был, конечно, слайд про цели проекта (случайно попался на глаза). И цели там были такие:
- Предоставление результативной и рациональной ИТ-поддержки для конечных пользователей
- Повышение рациональности действий ИТ-персонала при предоставлении поддержки
…а также (не заявлены официально):
- снижение зависимости качества ИТ-услуг от квалификации ИТ-персонала
- снижение сложности поддержки ИТ-систем
- создание надежного источника данных для принятия решений в ИТ
- повышение адаптивности ИТ в меняющихся условиях
- улучшение навыков ИТ-управления
- подготовка ИТ-эксплуатации к работе на открытом рынке
И вот я пытаюсь представить себе ITSM-проект, который сможет достичь всех этих целей, используя лишь ресурсы, выделенные на достижение первых двух (заявленных официально). И, скажем так, у меня не очень получается. Мне кажется почему-то, что кто-то убедил бизнес купить небольшую полезную поддержку, а сам под шумок в рамках того же проекта надеется решить пяток собственных ИТ-шных задач. Ведь попробуйте-ка убедить руководство организации-заказчика дать деньги на проект улучшения навыков ИТ-управления. Оно ведь может не просто отказать, а счесть это признанием профессиональной несостоятельности ИТ-менеджеров…
И вот возникает вопрос: это правильная тактика? Ведь действительно, убедить заказчиков инвестировать в, скажем, управление конфигурациями – дело очень непростое, прямой связи между этим процессом и бизнес-деятельностью практически нет, а стоит он дорого. Поэтому убедительно и сравнительно легко продаем управление изменениями, а сами заодно организуем управление конфигурациями, мониторинг и каталог услуг. И на елку влезем, и не поцарапаемся…
Но если это скрытые цели, то стоит ли рассказывать о них публично? И вообще, пристало ли правильному ИТ-директору так поступать?
Здесь нужно разделить цели отдела IT и трансформацию этих целей в цели бизнеса. Очевидно, что данная презентация в большей степени рассчитана на руководство отдела IT. Как плюсы этого инструмента для отдела IT будут трансформированы в плюсы для бизнеса это ответственность CIO.
По большому счету бизнесу не интересно вникать в детали внутренней кухни IT, их интересуют результаты, выраженные на понятном для них языке.