Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Ян ван Бон про процессы и проекты

На днях Ян ван Бон, один из ведущих теоретиков ITSM, высказался по поводу разницы между процессами и проектами. Как и во всех публикациях Яна, есть над чем подумать.

На днях у меня в очередной раз спросили об аналогии между стадиями проектирования и преобразования в ITIL и методологией PRINCE2: было бы удобнее, если бы авторы ITIL назвали эти стадии жизненного цикла продуктами (результатами) проекта?

По моему мнению, ответ здесь – твердое «нет». Это была бы фундаментальная ошибка.

Проекты, по определению, независимы от процессов.

Проект – это временная управленческая структура, имеющая цель. Как только цель достигнута, эта структура упраздняется. Процессы никогда не упраздняются, они повторяются бесконечно.

Проекты – это сочетание людей, процессов и результатов. Процессы – это …просто процессы. Это не одно и то же. Но первые и вторые могут использовать друг друга.

Проект можно использовать для достижения конкретных целей процесса. Например, проектами могут стать:

  • Построение изменения,
  • Тестирование изменения,
  • Внедрение изменения,
  • Восстановление после инцидента,
  • Анализ проблемы,
  • Обновление 10 SLA,
  • Аудит и обновление CMDB,
  • Разработка плана мощностей,
  • Выявление рисков,
  • И так далее, и так далее...

Универсальные критерии необходимости запуска проекта:

  • Сложная цель,
  • Дорогая цель,
  • Высокий риск,
  • Множество вовлеченных людей,
  • И так далее.

Проекты и процессы не зависят друг от друга.

«Жизненный цикл услуг по ITIL» вообще-то жизненным циклом не является, а больше похож на цикл Деминга, PDCA, и это вводит читателей в заблуждение. Всего два шага цикла Деминга часто выполняются как проект, по тем причинам, которые я изложил выше.

Есть разумные причины для того, чтобы разрабатывать методику управления проектами параллельно методике управления услугами (ITIL трудно назвать методологией, в отличие от ISM Method).

Подумайте об этом: разве разумно каждый шаг изменения ("Перенести компьютер из комнаты 1 в комнату 5") оформлять в виде проекта? Бррр...

«Управление проектами на основе PRINCE2»
Аккредитованный сертификационный учебный курс

Комментариев: 4


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT