Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Ян ван Бон про процессы и проекты

На днях Ян ван Бон, один из ведущих теоретиков ITSM, высказался по поводу разницы между процессами и проектами. Как и во всех публикациях Яна, есть над чем подумать.

На днях у меня в очередной раз спросили об аналогии между стадиями проектирования и преобразования в ITIL и методологией PRINCE2: было бы удобнее, если бы авторы ITIL назвали эти стадии жизненного цикла продуктами (результатами) проекта?

По моему мнению, ответ здесь – твердое «нет». Это была бы фундаментальная ошибка.

Проекты, по определению, независимы от процессов.

Проект – это временная управленческая структура, имеющая цель. Как только цель достигнута, эта структура упраздняется. Процессы никогда не упраздняются, они повторяются бесконечно.

Проекты – это сочетание людей, процессов и результатов. Процессы – это …просто процессы. Это не одно и то же. Но первые и вторые могут использовать друг друга.

Проект можно использовать для достижения конкретных целей процесса. Например, проектами могут стать:

  • Построение изменения,
  • Тестирование изменения,
  • Внедрение изменения,
  • Восстановление после инцидента,
  • Анализ проблемы,
  • Обновление 10 SLA,
  • Аудит и обновление CMDB,
  • Разработка плана мощностей,
  • Выявление рисков,
  • И так далее, и так далее...

Универсальные критерии необходимости запуска проекта:

  • Сложная цель,
  • Дорогая цель,
  • Высокий риск,
  • Множество вовлеченных людей,
  • И так далее.

Проекты и процессы не зависят друг от друга.

«Жизненный цикл услуг по ITIL» вообще-то жизненным циклом не является, а больше похож на цикл Деминга, PDCA, и это вводит читателей в заблуждение. Всего два шага цикла Деминга часто выполняются как проект, по тем причинам, которые я изложил выше.

Есть разумные причины для того, чтобы разрабатывать методику управления проектами параллельно методике управления услугами (ITIL трудно назвать методологией, в отличие от ISM Method).

Подумайте об этом: разве разумно каждый шаг изменения ("Перенести компьютер из комнаты 1 в комнату 5") оформлять в виде проекта? Бррр...

«Управление проектами на основе PRINCE2»
Аккредитованный сертификационный учебный курс

Комментариев: 4


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Внедрение ИИ для вашей службы поддержкиВнедрение ИИ для вашей службы поддержки
      Но что на самом деле означает внедрение ИИ для возможностей ITSM вашей организации, особенно для службы технической поддержки?
    • Бесплатная конференция IT-Entrance для тех, кто хочет стать айтишниками
        28 мая в Минске пройдет бесплатная 11-я международная конференция IT-Entrance. Это мероприятие для тех, кто хочет попасть в IT, для начинающих IT-специалистов уровня junior с
    • ITIL 4 Specialist: High-velocity IT. Что внутри?
      В дополнение к уже опубликованным обзорам курсов по направлению Managing Professional (MP) сертификационной линейки ITIL4, сегодня мы рассмотрим еще один модуль – ITIL 4 Specialist: High-velocity IT (HVIT).
    • Весення уборка в бэклоге продукта: порядок за четыре шага!
      Каждая команда, которая ведёт разработку ПО в соответствии с практиками Agile, имеет бэклог продукта или по крайней мере думает, что он у неё есть. Кажется, что это очень простой инструмент, но на практике я регулярно сталкиваюсь с неумением им пользоваться для планирования работы разработчиков. Давайте попробуем разобраться, для чего нужен бэклог продукта и как извлечь из него максимум пользы. 
    • Warranty и Utility в ITIL4
      У услуг, которыми мы управляем в рамках Service есть две основные характеристики: гарантия — Warranty и Utility — полезность. Эти характеристики нужны нам, чтобы определить, будет ли услуга способствовать достижению результатов, которые нужны пользователю, а как следствие — создавать для них ценность.
    • Шесть практик для лучшего взаимодействия бизнеса и ИТ
      Хотели бы вы, чтобы руководители предприятий и ИТ могли лучше работать вместе, совместно работать над проектами и в полной мере обмениваться информацией? Если вы похожи на большинство ИТ-руководителей, ответ — да. Преимущества эффективного сотрудничества между бизнесом и ИТ включают в себя специальные проекты, которые лучше соответствуют бизнес-целям, улучшенное управление изменениями и более активное участие в новых инициативах.
    • Используйте технологии для повышения эффективности рабочего процесса вашей ИТ-команды
      Эффективное рабочее место создает, так сказать, хорошо смазанную машину, повышая итоговую прибыль и, как следствие, успех вашего бизнеса. Дополнительное время на работе не всегда означает большее достижение. Важно то, что вы делаете с тем временем, которое у вас есть, а это все об эффективности рабочего процесса.
    • Хранение данных и «внутренний хомяк»
      Хранение информации, которая больше не пригодится, сопряжено со огромным количеством рисков. Иллюстрация этому — череда сливов персональных данных пользователей крупных сервисов, которую мы могли наблюдать с января по март. Кажется, что предприятиям нужны правила, когда и как избавляться от данных.
    • Action BiasAction Bias — известная ловушка, в которую мы всё равно постоянно попадаем
      Action Bias: склонность к реагированию и действию, даже если это не приведёт к положительным результатам. «Делать хоть что-то» создаёт иллюзию загрузки ресурсов полезной работой.
    • бэклог27 антипаттернов бэклога продукта
      Эта статья показывает 27 распространённых антипаттернов продуктового бэклога, включая процесс уточнения бэклога продукта, ограничивающих успех вашей Скрам-команды.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT