Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Такие хорошие экзамены ITIL

Что такое таксономия Блума – вам лучше меня расскажет Википедия (особенно англоязычная). Это серьезная целостная модель задач сбалансированной образовательной системы. Бенджамин Блум лишь начал ее придумывать в 1950-ых, а развивается и используется она и поныне (вот здесь коротко, от авторов Кратволя и Андерсона).

Те, кто пытают нас экзаменами ITIL и ISO/IEC 20000, тоже применяют таксономию, а точнее образовательные цели когнитивного направления (простите) для того, чтобы ранжировать вопросы экзаменов по сложности.

Если сильно упростить, то используется следующая шкала:

  1. Зубрежка (запоминание)
  2. Понимание выученного (понимание)
  3. Применение знаний
  4. Анализ
  5. Синтез и способность к творчеству

Вопросы экзамена ITIL Foundation («Основы ITIL») проверяют уровни 1 и 2: способность понимать прочитанное в книгах и прослушанное на курсе и выбрать из предлагаемых ответов наиболее похожий на выученное.

Вопросы экзаменов ITIL Intermediate (промежуточные экзамены) проверяют уровни 3 и 4. Здесь тактика «ухватить взглядом правильные слова» уже не сработает. В лучшем случае, таким способом можно отфильтровать ответ-ловушку. Вам придётся разобраться в предложенной ситуации (кейс к каждому вопросу свой), самостоятельно вспомнить изученную модель из ITIL, а затем выбрать такой ответ, который этой модели соответствует, но опять-таки: словами заказчика.

Экзамен MALC (управление жизненным циклом услуг) проверяет пятый уровень – способность к синтезу и созиданию. Здесь вам придётся думать над единым сквозным кейсом достаточно сложной организации. Для нее придётся выбрать не просто отдельные рекомендации, а связанный набор действий на всех стадиях жизненного цикла.

Мне пришел в голову еще один аргумент из серии «защищаю ITIL», ведь над этой схемой сертификации с 2007 года много смеялись и критиковали ее за громоздкость, фиктивную альтернативность и отсутствие открытых вопросов.

Да, вопросы закрытые. Но читая их, быстро рисуешь себе портрет того, кто на них сможет ответить в реальной жизни:

  • ITIL Foundation – любой сотрудник, с которым пытаются разговаривать на птичьем языке ITSM. От соискателя требуется понимание того, что «бизнес надо слышать и слушать». Ok.
  • ITIL Intermediate – это консультант, к которому приходят с конкретной управленческой задачкой. Он должен уметь проанализировать ситуацию на предприятии и предложить самое лучшее решение в предложенном контексте. Естественно, соответствующее рекомендациям ITIL. Решил – молодец, акт приёмки проектных работ.
  • ITIL MALC (и автоматически следующее за ним звание ITIL Expert) – это директор по ИТ или консультант, ведущий стратегический проект в ИТ. Это человек, который способен создать ИТ-организацию (на основе тех же рекомендаций) и затем ею управлять длительное время. Созидатель, творец, организатор – всё это здесь.
  • Что там в ITIL Master – я не знаю, но, видимо, там уже не про таксономию, а про измерение ширины лампаса.

Но здесь мне кажется существенным понять, что экзамены не просто про буквы A, B, C, D, как принято говорить, но действительно про конкретные способности живых людей.

И проверяются эти способности, на мой взгляд, в ITIL очень хорошо.

Удачи на экзаменах!

Комментариев: 3

  • Отличная заметка. Помогает разглядеть эту, извините, таксономию. При этом я готов согласиться – внимательное рассмотрение примеров экзаменов ITIL Intermediate Capability Stream подтверждает наблюдения Константина.

     

  • Pavel Solopov

    Что-то я вот это не понял:

    ITIL Foundation – любой сотрудник, с которым пытаются разговаривать на птичьем языке ITSM. От соискателя требуется понимание того, что «бизнес надо слышать и слушать».

    Вы хотите сказать, что это бизнес разговаривает на "птичьем языке ITSM"? Сильно сомневаюсь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM