Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Такие хорошие экзамены ITIL

Что такое таксономия Блума – вам лучше меня расскажет Википедия (особенно англоязычная). Это серьезная целостная модель задач сбалансированной образовательной системы. Бенджамин Блум лишь начал ее придумывать в 1950-ых, а развивается и используется она и поныне (вот здесь коротко, от авторов Кратволя и Андерсона).

Те, кто пытают нас экзаменами ITIL и ISO/IEC 20000, тоже применяют таксономию, а точнее образовательные цели когнитивного направления (простите) для того, чтобы ранжировать вопросы экзаменов по сложности.

Если сильно упростить, то используется следующая шкала:

  1. Зубрежка (запоминание)
  2. Понимание выученного (понимание)
  3. Применение знаний
  4. Анализ
  5. Синтез и способность к творчеству

Вопросы экзамена ITIL Foundation («Основы ITIL») проверяют уровни 1 и 2: способность понимать прочитанное в книгах и прослушанное на курсе и выбрать из предлагаемых ответов наиболее похожий на выученное.

Вопросы экзаменов ITIL Intermediate (промежуточные экзамены) проверяют уровни 3 и 4. Здесь тактика «ухватить взглядом правильные слова» уже не сработает. В лучшем случае, таким способом можно отфильтровать ответ-ловушку. Вам придётся разобраться в предложенной ситуации (кейс к каждому вопросу свой), самостоятельно вспомнить изученную модель из ITIL, а затем выбрать такой ответ, который этой модели соответствует, но опять-таки: словами заказчика.

Экзамен MALC (управление жизненным циклом услуг) проверяет пятый уровень – способность к синтезу и созиданию. Здесь вам придётся думать над единым сквозным кейсом достаточно сложной организации. Для нее придётся выбрать не просто отдельные рекомендации, а связанный набор действий на всех стадиях жизненного цикла.

Мне пришел в голову еще один аргумент из серии «защищаю ITIL», ведь над этой схемой сертификации с 2007 года много смеялись и критиковали ее за громоздкость, фиктивную альтернативность и отсутствие открытых вопросов.

Да, вопросы закрытые. Но читая их, быстро рисуешь себе портрет того, кто на них сможет ответить в реальной жизни:

  • ITIL Foundation – любой сотрудник, с которым пытаются разговаривать на птичьем языке ITSM. От соискателя требуется понимание того, что «бизнес надо слышать и слушать». Ok.
  • ITIL Intermediate – это консультант, к которому приходят с конкретной управленческой задачкой. Он должен уметь проанализировать ситуацию на предприятии и предложить самое лучшее решение в предложенном контексте. Естественно, соответствующее рекомендациям ITIL. Решил – молодец, акт приёмки проектных работ.
  • ITIL MALC (и автоматически следующее за ним звание ITIL Expert) – это директор по ИТ или консультант, ведущий стратегический проект в ИТ. Это человек, который способен создать ИТ-организацию (на основе тех же рекомендаций) и затем ею управлять длительное время. Созидатель, творец, организатор – всё это здесь.
  • Что там в ITIL Master — я не знаю, но, видимо, там уже не про таксономию, а про измерение ширины лампаса.

Но здесь мне кажется существенным понять, что экзамены не просто про буквы A, B, C, D, как принято говорить, но действительно про конкретные способности живых людей.

И проверяются эти способности, на мой взгляд, в ITIL очень хорошо.

Удачи на экзаменах!

ITIL 4 Foundation, MPT, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от участников разработки

Комментариев: 3

  • Отличная заметка. Помогает разглядеть эту, извините, таксономию. При этом я готов согласиться — внимательное рассмотрение примеров экзаменов ITIL Intermediate Capability Stream подтверждает наблюдения Константина.

     

  • Pavel Solopov

    Что-то я вот это не понял:

    ITIL Foundation – любой сотрудник, с которым пытаются разговаривать на птичьем языке ITSM. От соискателя требуется понимание того, что «бизнес надо слышать и слушать».

    Вы хотите сказать, что это бизнес разговаривает на "птичьем языке ITSM"? Сильно сомневаюсь.

    • Не-не, Павел, я про сотрудников, подвергающихся повальному обучению в рамках проекта по совершенствованию процессов и внедрению инструментов автоматизации. Примерно как здесь: http://www.realitsm.ru/2013/02/itsm-rynok-potencial-v-trillion-evro/

      Бизнес-то не совсеми ИТ-шниками видится, не то что разговаривает 😉


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • FinOps с помощью Governance-as-Code
      Масштабы и сложность решений, основанных на облачных технологиях, продолжают расти. Слишком часто это расширение также означает, что затраты продолжают выходить из-под контроля. В
    • Применима ли концепция «сдвиг влево» (shift left) для инженеров по надёжности систем (SRE)?
      Концепция «сдвига влево» помогает упростить некоторые аспекты разработки программного обеспечения. Но предназначена эта концепция не только для разработчиков. Она
    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT