Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Как соотносятся экзамены ITIL® 4 с экзаменами предыдущей версии по уровню сложности

Опубликовано 10 ноября 2019
Рубрики: ITIL, Обо всём на свете, Сертификация
Комментарии


В строгом соответствии с планом AXLEOS/PEOPLECERT 8 ноября 2019 объявили о начале приёма экзаменов продвинутого уровня сертификационной схемы ITIL 4.

Теперь доступны экзамены ITIL Specialist: Create, Deliver and Support из потока (steam) Managing Professional и ITIL Strategist: Direct Plan and Improve, входящий и в поток Managing Professional и в поток Strategic Leader (оба новых экзамена отмечены на сертификационной схеме звёздочками).

Таким образом, из шести экзаменов, из которых на текущий момент состоит линейка сертификации по новой версии ITIL, половина уже доступна (на схеме всё, что написано чёрным шрифтом – экзамены; белым шрифтом – присваиваемые статусы). Точнее, больше половины. Поскольку помимо нарисованных на схеме также доступен экзамен Managing Professional Transition, позволяющий всем, у кого в предыдущей сертификационной схеме накоплено не менее 17 баллов, или тем, кто является ITIL Expert’ом, сразу получить статус Managing Professional.

И, поскольку детали об экзаменах всех уровней новой сертификационной схемы теперь официально доступны, я бы хотел поделиться соображениями по поводу всей картины.

Как известно, компания AXELOS (правообладатель ITIL) использует для оценки уровня сложности вопросов экзаменов модель Блума. На этом портале мы говорили об этом неоднократно (например, раз и два).

Попробую ответить на вопрос, сформулированный в заголовке заметки, путём анализа формального описания всех экзаменов.

ITIL v3 ITIL 4
Формат Тест Тест
Длительность 60 минут ( 75 минут, если сдавать на неродном языке, например, на английском) 60 минут (75 минут, поскольку экзамен не переведён)
Количество вопросов 40 40
Дополнительные детали четыре варианта ответа к каждому вопросу – только один из них правильный, за выбор правильного варианта даётся один балл. Отрицательные баллы (за неправильные ответы) не начисляются
Проходной балл 26 из 40 (65%) 26 из 40 (65%)
Уровень «сложности» (Level of Thinking) по модели Блума, BL BL1 и BL2 (упоминание об этом отсутствует в описании [syllabus] самого экзамена, но встречается в syllabus экзамена MALC) BL1 и BL2 (9 и 31 вопрос соответственно)
Возможность использования материалов на экзамене Нет (closed book) Нет (closed book)
Варианты экзамена Компьютерный или бумажный вариант теста Компьютерный или бумажный вариант теста

Как видно из таблички, формат экзаменов по основам ITIL идентичен. Как и уровень сложности.

А что с экзаменами следующих уровней?

ITIL v3 ITIL 4
Экзамены Intermediate (потоки Capability и Lifecycle) Потоки Managing Professional и Strategic Leader. А также экзамен MPT
Формат Тест Тест
Длительность 90 минут (120 минут для не переведённых экзаменов) 90 минут (113 минут, поскольку экзамен не переведён)
Количество вопросов 8 40
Дополнительные детали К каждому вопросу даётся сценарий, описывающий ситуацию, в контексте которой нужно отвечать на вопрос.
Четыре варианта ответа к каждому вопросу.
Градиентная шкала оценки. Т.е. только один вариант ответа неправильный (за выбор этого варианта даётся 0 баллов). Остальные три варианта – верный (5 баллов), почти верный (3 балла) и кое в чём верный (1 балл).
Сценариев нет.
Четыре варианта ответа к каждому вопросу – только один из них правильный (остальные неправильные), за выбор правильного варианта даётся один балл.
Отрицательные баллы (за неправильные ответы) не начисляются.
Проходной балл 28 из 40 (70%) 28 из 40 (70%)
Уровень «сложности» (Level of Thinking) по модели Блума, BL BL2, BL3 и BL4 BL2 и BL3
15 вопросов BL2 и 25 вопросов BL3
(в MPT соотношение ещё легче: «приблизительно 57,5% BL2 и приблизительно 42,5% BL3»)
Возможность использования материалов на экзамене Нет (closed book) Нет (closed book)
Варианты экзамена Компьютерный или бумажный вариант теста Компьютерный или бумажный вариант теста

Похоже, экзамены в ITIL v3 сложнее. Продвинутые экзамены ITIL 4 по формату идентичны экзамену по основам. Только уровень сложности немного выше.

Если добавить в эту картину в предыдущей сертификационной линейке довольно сложный экзамен ITIL Practitioner, который уже был подробно описан на этом портале, а также вспомнить, что для получения статуса ITIL Expert в ITIL v3 есть ещё экзамен MALC, вопросы которого относятся к четвёртому и пятому уровням по модели Блума, то кажется очевидным, что система сертификации ITIL 4 упростилась по сравнению с предыдущей не только с точки зрения количества экзаменов и уровней в схеме, но с точки зрения сложности самих экзаменов.

Нужно, правда, добавить, что модель Блума, строго говоря, описывает не уровень сложности. Она описывает глубину погружения или, если угодно, степень переработки и усвоения знаний. Уровень владения материалом. Разумеется, более глубокое понимание полученной информации и способность применения полученных знаний (т.е. более высокий уровень по модели Блума, чем, например, просто заучивание) требуют больших трудозатрат. И, соответственно, ответы на вопросы, относящиеся к более высоким уровням Блума, требуют большего. И, следовательно, их можно считать более сложными. Но сложность определяется не только этим.

Подтверждение этому тезису можно найти, в частности, при изучении ответов и пояснений к экзаменам ITIL v3 intermediate. Там встречаются вопросы, которые отнесены авторами к одному уровню по модели Блума (Blooms Taxonomy Testing Level), и при этом имеющие разные уровни сложности (Difficulty). Так что совсем уж расслабляться не стоит. 😉

ITIL 4 Foundation, MPT, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от участников разработки

Комментариев: 4

  • Игорь

    А потом ITIL-эксперты по v.3 будут говорить ITIL-экспертам по v.4: «Вот в наше время... Было сложнее! Было интереснее! Не то, что у вас, новой формации... Хех... Мдаааааа... Было посерьезнее все, не то что сейчас. Выхолостили! Такую сертификацию потеряли!» =)

    • Юлия

      Ну, не думаю. Мне доводилось сдавать сертификацию и по v.3 и по v.4 (правда, только на уровне Foundation пока). По ощущениям, даже с учетом того, что формат экзамена не поменялся, вопросы стали глубже, понимать (а не просто запоминать и воспроизводить) нужно больше. Возможно, именно этим скомпенсируется упрощение формата экзамена на втором уровне по v.4

      • Соглашусь с Юлией. По моим субъективным впечатлениям экзамен «ITIL Foundation» немножко более сложный в последней версии, чем в предыдущей. Не пугащее, но заметно.

        Возможно, это связано с большим количеством новых понятий и концепций.

        Про экзамены следующего уровня я такого сказать не могу. Совсем наоборот.

        О чём и написал в заметке.

    • Игорь, обратите, пожалуйста, внимание на то, что в заметке приводится сравнение по характеристикам, которые зафиксированы в официальных документах «от производителя».

      Собственные впечатления тоже описал 🙂 Но только в дополнение к объективным данным из достоверных источников.

      К тому же понятие «выхолостили» вряд ли в данном случае применимо. Это ведь абсолютно новая схема сертификации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Самое свежее

    • Книга Cleverics про метрики и KPI рекомендована слушателям MBA по направлению ИТ
      Вышедшая в начале года книга Дмитрия Исайченко и Павла Демина «Управление услугами на основе измерений» получила рекомендацию от Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ в качестве …
    • Определяем полюс потребителя
      При анализе и построении «путешествия заказчика» (customer journey) одной из важнейших задач является получение ответов на ряд вопросов, а именно: кто конкретно …
    • Семь распространённых мифов о DevOps
      В сообществе разработчиков бытует множество мифов о DevOps. И это и неудивительно, учитывая, сколько новшеств привнесла эта концепция за последние годы. DevOps — это …
    • Разрешение конфликтов в Agile-командах
      Большинство людей предпочло бы избегать конфликтов. Как специалисты по проектам, мы знаем, что это неизбежно, и мы также знаем, что несогласие может быть конструктивным. Но при …
    • Очередность прохождения курсов ITIL 4
      Имеет ли значение, в каком порядке проходить курсы по ITIL? Рассказывает аккредитованный тренер по ITIL 4 Игорь Фадеев. Cleverics — первая в России и одна из первых в …
    • 1 октября конференция «Роботизация бизнес-процессов 2020»
      1 октября 2020 издательство «Открытые системы» проведет ежегодную конференцию «Роботизация бизнес-процессов 2020» https://www.osp.ru/iz/rpa2020, где на одной площадке будут …
    • ITIL® 4 DITS — огонь, вода и медные трубы
      Мы уже писали о скором релизе последнего экзамена в сертификационной линейке ITIL 4 Digital and IT Strategy (DITS). Сейчас стоит добавить следующее (из информации, которую можно …
    • Как бизнес-аналитику встроиться в гибкую среду?
      Есть ли роль бизнес-аналитика в гибкой среде? Я уже довольно давно работаю бизнес-аналитиком, и этот вопрос возникает постоянно. Бизнес-аналитики  зачастую считают, что они должны …
    • Деловая игра Grab@Pizza: вкусный кейс
      Деловые игры – один из наиболее эффективных видов тренинга, позволяющий на основе близкого к реальному кейса попрактиковаться в выстраивании любой работы. Участники деловой игры …
    • ITAM & SAMday пройдёт в Москве 2 октября
      ITAM & SAMday  – всероссийская независимая конференция, посвященная вопросам управления ИТ-активами и программными активами — пройдёт в Москве 2 октября в режиме …
  •  
  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT