Мы возвращаемся снова к разговору о “теневых ИТ” в организациях. На сей раз – устами международного президента ISACA Роберта Страуда.
Как замечает Роберт, налицо всё нарастающая тенденция решения бизнес-подразделениями ИТ-задач без привлечения ИТ-службы организации. За примерами далеко ходить не надо – на недавней конференции директор по закупкам международной финансовой компании поделился с ним результатами последнего проведённого в компании аудита. Было выявлено несколько случаев, когда определённые технологические продукты были закуплены бизнес-подразделениями самостоятельно, без особого согласования с ИТ-подразделением.
Этот пример, подчёркивает Роберт, становится новой нормой даже быстрее, чем можно предположить. Каждый день можно услышать всё больше и больше историй, когда бизнес в обход ИТ обращается напрямую к внешним поставщикам за различными технологическими решениями. Особенно ярко это выражено в части облачных сервисов, мобильных решений, управления услугами, проектами и портфелями, а также маркетинга.
Подобная ситуация – это “идеальный шторм”, суровейший вызов для ИТ-подразделения компании. С одной стороны – ориентация технологий на потребителя (консьюмеризация), а с ней – понятность и доступность в использовании, с другой – технически подкованные бизнес-руководители, разбирающиеся в ИТ. Они видят практически неограниченные возможности в использовании новых технологий и не желают ждать, покуда ИТ-подразделение доберётся до их потребностей и запланирует реализацию.
Чтобы выжить в “идеальном шторме”, ИТ-подразделение должно сфокусироваться на реализации потребностей бизнеса со скоростью самого бизнеса. Если при этом самовосприятие не изменится, а останется прежним – “всё-контролирующим-ИТ” и “негибким-ИТ”, то такая ИТ-служба окажется на обочине истории.
Однако, эта же ситуация предоставляет возможность ИТ-директорам трансформировать процессы в ИТ-организации, чтобы стать агрегаторами ИТ-услуг или брокерами. Поскольку это путь перехода в сорсинговую организацию, роль ИТ-руководителя будет заключаться в координации внешних поставщиков, управлении ими для достижения результатов, что нужны бизнесу для извлечения выгоды и получения конкурентных преимуществ.
Процесс перехода идёт, изменения неизбежны – для ИТ-подразделений настало время меняться или столкнуться с угрозой не соответствовать своему положению.
Здравствуйте !
Очень интересная тема.
Да, “бизнеса” часто делают попытки без помощи ИТ купить что-то им понравившееся.
Причина, думаю, кроется в разрыве интересов между сторонами, либо в плохих коммуникациях между ними же.
ИТ повышает свой уровень зрелости и пытается повлиять на бизнес, зажимая его в рамки спецификаций, SLA и KPI, а бизнесу это не понятно и видится лишней тратой времени и средств.
Возможным решением может быть переход ИТ от ИТ-сервисов на сервисы, которые предоставляет организация своим клиентам, когда мы (ИТ) перенесем всю свою зрелость на то, ради чего существует организация. (например, в случае банка, это процессы обслуживания клиентов). На этой почве нужно согласовать с бизнесами SLA процессов, производительности, масштабируемости и прочих измерений, включая скорость внесения изменений в эти процессы.
Провести реорганизацию ИТ с изменением ответственности от систем к процессам бизнеса, чтобы за любой процесс бизнеса в ИТ был определен один ответственный, а то ему приходится метаться между сервис-менеджерами, разработчиками и администраторами.
Общаться с бизнесом на его языке, с открытыми забралами и желанием помочь ему достигать его цели.
Тогда они, прежде чем купить систему, которой похвастался его друг, конкурент или другой источник, будет советоваться с нами.