Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Альманах ITSM2014: космос, модели, оценка и планирование

По традиции ежегодный форум itSMF России становится местом (и моментом) выхода в свет очередного выпуска альманаха статей, отобранных экспертами форума за полгода – с января по примерно июль. Не стала исключением и прошедшая в сентябре конференция – три тысячи экземпляров свежего выпуска альманаха ждут своих читателей.

 

Долгий перелет – отличная возможность познакомиться с статьями этого года поближе. Мне такая возможность представилась, и вот несколько впечатлений. Возможно, они помогут читателям сориентироваться в материалах альманаха и выбрать самые полезные-интересные.


Традиционно рецензирование статей, представленных авторами для включения в альманах, проводят эксперты форума. Вроде бы так было и в этом году, но, в отличие от прошлых лет, ни я, ни второй член экспертного совета и одновременно нашей команды, Дмитрий Исайченко, ни одной статьи до публикации не видели – кроме собственных, конечно. Тем интереснее было читать альманах после его выхода в свет.

В следующих строках я позволю себе высказать несколько оценок – субъективных и личных; весьма возможно, что другие читатели и другие члены экспертного совета с ними не согласятся. Если понадобится, я готов эти оценки обосновать в комментариях или личном обсуждении со всеми, кого это обоснование заинтересует.

Мне показалось, что принятая в альманахе группировка статей – не единственная возможная, и я предлагаю свою. Итак,

Статьи, в которых изложены #общиерекомендации (8 из 25)

Это статьи о  базовых принципах, факторах успеха, рисках и тому подобных правильных словах. Они могут раскрыть читателям глаза (обычно ненадолго) на причины неудач и пути к успеху – в тех маловероятных случаях, когда читатель захочет и сможет применить общие рекомендации к собственной практике, а рекомендации ещё и сработают. Заголовок и тема статьи могут указывать на прикладной, а вовсе не общий, характер приводимых в ней рекомендаций, и всё же на поверку они оказываются скорее идеологией, чем методикой.  К этой группе я бы отнёс статьи

  • «ITIL: за и против. 10 способов полюбить ITIL еще сильнее»
  • «Семь краеугольных камней успеха в управлении ИТ-услугами»
  • «Чтобы костюмчик сидел. Что делать с ITSM-практиками из книг малому и среднему бизнесу»
  • «ITSM с нуля, или с чего начать»
  • «Управление организационными изменениями в ITSM-проектах»
  • «Практические аспекты обеспечения непрерывности ИТ-услуг»
  • «Главная проблема ITIL-экспертов»
  • «Ресурсная матрица: аутсорсинг или инсорсинг»

Статьи #промодели (6 из 25)

В статьях этой группы описываются модели, авторы которых предпринимают попытку описать и систематизировать какую-либо часть мира управления ИТ. В основном модели придуманы не авторами статей, в основном описания моделей имеют характер академических рассуждений, хотя из обоих обобщений есть исключения. Рекомендовано для расширения кругозора. Может пригодиться в работе.

  • «The ISM Method: сказка стала былью?»
  • «Проектирование услуг как управление рисками»
  • «BiSL – фреймворк для управления бизнес-информацией»
  • «Lean Six Sigma как метод эффективного управления проблемами»
  • «Профессиональный стандарт «менеджер по управлению информационными технологиями»
  • «Обзор европейских стандартов ИКТ-компетенций»

Статьи #прооценку (3 из 25)

Я выделил эти три статьи в отдельную группу, хотя одна из них могла бы быть про модели, еще одна – про инструменты и третья – про общие рекомендации. Но главным тегом для всех трех все же является оценка процессов. Видимо, актуальность этой темы действительно растет.

  • «COBIT5: модель оценки процессов»
  • «Измерение процесса управления инцидентами и запросами пользователей»
  • «Внутренний контроль в ИТ – от теории к практике»

Статьи #пропланирование (3 из 25)

Еще одна неожиданно популярная у авторов альманаха тема – математически обоснованное планирование ресурсов ИТ-службы. Математическое обоснование – на любой вкус, от простейших расчетов, понятных даже гуманитариям, до сложных формул и теорий распределения.

  • «Расчет численности ИТ-персонала при внедрении процессов ITSM»
  • «Планирование персонала на основе прогнозов потребления ИТ-услуг»
  • «Теория массового обслуживания в действии»

Статьи #проинструменты (2 из 25)

Две статьи от одних и тех же авторов, поэтому, видимо, и названия построены по одной модели. Обе – про то, что в ITIL называется «мониторинг и управление событиями». Самые технические в этом альманахе.

  • «Об одном способе повышения эффективности ИТ-деятельности»
  • «Повышение эффективности эксплуатации ИТ-систем средствами систем мониторинга»

Статьи #прокосмическиекорабли (1 из 25)

Вообще-то эту статью можно было отнести в группу #промодели, но я написал, что статьи той группы «рекомендованы для расширения кругозора и могут пригодиться в работе», а в данном случае я ни в том, ни в другом не уверен. Интересное упражнение – читая рассуждения уважаемых ученых, переводить их текст на язык привычных терминов и их привычных значений. Все же опыт и среда чрезвычайно ярко влияют на то, как разные люди воспринимают и описывают одни и те же вещи.

  • «Процесс-класс» и «процесс-экземпляр». Конец мифа о противоречивости матричного управления»

Статьи #профорум (2 из 25)

Это статьи про форум и его работу с вузами.

  • «ITSM как философия образовательных услуг  организации процесса обучения»
  • «Сервисный подход – на стыке вузовского, поствузовского  непрерывного образования»

itSMF ежегодно проводит конкурс статей «ITSM в России: практические ценности». В этом году первое, второе и третье места в конкурсе заняли наши статьи – Олега, моя и Дмитрия. Неожиданно, но и приятно, конечно. На случай, если кого-то здесь интересует мое личное мнение: самыми практически ценными в альманахе 2014 года мне кажутся следующие материалы:

  • «Планирование персонала на основе прогнозов потребления ИТ-услуг» (Д.Исайченко)
  • «Измерение процесса управления инцидентами и запросами пользователей» (Д.Исайченко)
  • «Ресурсная матрица: аутсорсинг или инсорсинг» (Н. Вяткин)

Альманах ITSM2014 напечатан тиражом 3000 экземпляров, свой экземпляр можно бесплатно получить у нас в офисе или в магазине itSMF. Полезного вам чтения.

 

И еще. Я буду благодарен (думаю, не только я), если вы выскажете свое мнение об альманахе в целом и отдельных его материалах в частности.

Я не без удивления обнаружил, что в этом году рекламное пространство альманаха осталось практически не раскупленным. Конечно, можно отнести это на счет высокой цены, но можно предположить и низкий интерес рекламодателей к изданию (что, вероятно, предполагает низкий интерес читателей – по крайней мере, по мнению рекламодателей).

Расскажите, читаете ли вы альманах itSMF, как оцениваете его материалы, что думаете о его развитии за эти годы…

Спасибо. 

IT Service Management
Учебные курсы от соавторов ITIL 4

Комментариев: 1

  • Andrey Prozorov

    Альманах очень хорош. 


Добавить комментарий для Andrey ProzorovОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;