В прошлом октябре мы (Cleverics) в лице меня и Дмитрия Исайченко участвовали в конференции ITSM-профессионалов Беларуси. Дмитрий настолько зачётно там выступил (сразу с двумя докладами), что в этом году нас позвали снова, и мы с радостью приняли приглашение. Под шумок вместе с Дмитрием в программу мероприятия заявился и я, с темой про мотивацию персонала. Тему приняли, меня тоже.
Орг.комитет конференции выделил нам места для выступления в пленарной сессии, так что ударить в грязь нельзя было не то что лицом – совсем нельзя было ударить. Размышляя, как подготовиться к докладу, я решил узнать как сейчас обстоят дела с мотивацией ИТ-сотрудников и ИТ-руководителей, какие используются способы. Для чего – организовал опрос.
Чуть менее чем за месяц мне удалось собрать чуть более чем сто заполненных анкет (в этом месте я хочу ещё раз поблагодарить наших активных читателей и комментаторов – вы уже далеко не в первый раз так охотно делитесь своим мнением, и мы даже подумываем об организации постоянно действующего опроса на портале, каждый месяц на новую тему).
Так вот, мотивация персонала.
Попробуйте угадать, какой способ мотивации занял самое первое место, то есть используется наиболее часто и в большой доле опрошенных компаний.
Я был крайне удивлён.
#1 – похвала руководителя (непосредственного или высшего)
Только 12% респондентов сообщили, что хвалят редко (они или их).
С минимальным отрывом на втором месте:
#2 – делегирование полномочий, предоставление большой степени самостоятельности и автономности
88% компаний в той или иной мере предоставляют больше самостоятельности сотрудникам, при этом для 38% практика делегирования является регулярной, а в 7% случаев используется очень часто.
Только на третьем месте наши любимые финансовые мотиваторы-стимуляторы:
#3 – прямое материальное стимулирование (премии, бонусы, проценты, надбавки…)
Стоит отметить, что третье место вовсе не означает, что применяют мало. Это же третье место из 14-ти. А доли таковы: 4% применяют очень часто, 52% – регулярно, 22% – время от времени. И только в четверти компаний деньгами стараются не мотивировать.
#4 – гибкий график работы или существенные послабления в учёте отработанного времени
Гибкий график хоть и попал на четвёртое место, зато набрал наибольшую долю тех, кто применяет его очень часто: 11%. Суммарно же 68% используют этот инструмент.
Замыкают первую пятёрку всеми любимые:
#5 – корпоративные мероприятия (для всех или по спискам)
Лишь 27% компаний не мучают сотрудников совместным отдыхом. Остальные стараются, хоть и без переусердствования – только 1% респондентов сообщили, что корпоративные мероприятия проводятся очень часто.
Канонiчная вечеринка айтишников
Лично меня этот Top5 сильно удивил: я ожидал увидеть в первой пятёрке что-то вроде: прямые деньги, косвенные деньги (соц.пакет, страховки…), карьерный рост, делегирование. Ну и на пятом месте что-нибудь. А с вашими ожиданиями совпало?
PS. В качестве бонуса – вот пять самых редко применяемых способов мотивации, в порядке от самых редко используемых:
-
Модное рабочее место и окружение (необычный офис, игровые автоматы в нём, душ, парковка для велосипедов, яркие цвета, зоны для отдыха и сна…) – об этом не слышали в 83% компаний
-
Соц.соревнование – не вызывает доверия в 79% случаев
-
Награды (путёвки, подарки, сувениры, медали, билеты на мероприятия…) – не находят награждаемых в 71% организаций
-
Статусные различия ("грейды", звания, значки…) – не нужны на 69% предприятий
-
Выражение признательности (благодарности, грамоты, вымпелы, доска почёта…) – не выдаются и не вывешиваются в 55% контор
Тоже забавный набор получился.
5+1:
1. страх
2. деньги
3. власть
4. признание
5. любовь
+ самовыражение