Давайте будем учитывать жёсткие диски в качестве конфигурационных единиц! Думаю, у многих читателей одновременно возникло множество "встречно-наводящих" вопросов. Воспользовавшись правом автора, выберу из них такой: "А при чём тут диски, если заголовок – про картриджи?". Не пугайтесь, я не пытаюсь вас запутать. Просто хочу поделиться некоторыми соображениями про организацию учёта расходных материалов и комплектующих в рамках процесса управления ИТ-активами.
На мой взгляд, этой области уделяется незаслуженно мало внимания. Об этом свидетельствуют несколько подряд проектов в области упраления ИТ-активами, где данная тема весьма детально прорабатывалась.
Основная мысль, с которой до сих пор не все соглашаются: не стоит регистрировать картриджи и запчасти в качестве конфигурационных единиц. Исключения возможны и обычно касаются дорогих комплектующих, которые не применяются массово. Но в основном следует учитывать их количественно, а не каждую единицу в отдельности. Почему? В качестве аргументов могу привести следующие:
- расходные материалы и комплектующие после приобретения и пребывания на складе списываются на конкретное оборудование (вставили память в сервер или картридж в принтер), а не выдаются конечному пользователю (точнее, могут выдаваться, но опять же с целью установки в конкретное оборудование); соответственно, нет смысла учитывать привязку к пользователю и местоположению;
- с точки зрения конфигурационной модели такие CI не имеют смысла; думаю, никому не придёт в голову связывать картриджи с принтерами параметризованными связями влияния;
- объём CMDB неоправданно возрастёт.
Ну и плюс к этому как обычно полезно ответить себе на вопрос "зачем?". Действительно, какие цели мы преследуем, организуя учёт расходных материалов и комплектующих? Примерно такие:
- всегда иметь актуальную информацию о наличии в разрезе имеющегося оборудования, для которого эти материалы применяются;
- получать статистику использования материалов в штуках на конкретные единцы оборудования;
- получать данные о финансовых затратах на расходные материалы и комплектующие в разрезе конкретных единиц и категорий оборудования.
По желанию можете дополнить список, выше приведены только основные запросы в отношении выходов процесса.
Общая картинка, которую хочется видеть в результате, сильно напоминает классический складской учёт. Может даже возникнуть мысль, что этой задачей должна заниматься бухгалтерия. Но в большинстве организаций бухгалтерия списывает расходные материалы без всякой привязки, да и CMDB у них нет. А у нас есть необходимость в информации разрезе конкретных единиц оборудования. Соответственно, нужно вести учёт внутри ИТ, и у нас возникает необходимость в наличии технических воможностей учёта расходных материалов в привязке к CI в CMDB, а также регламента этой деятельности. Включая выделенную роль с описанием функций и набор KPI для неё. И ещё методологию списания стоимости расходных материалов и комплектующих, закупленных в разное время по разной цене, на конкретные конфигурационные единицы. В части этого последнего пункта хорошо себя показала хорошо известная методология FIFO. Она позволяет всегда получать точный расчёт затрат, так как на оборудование относится стоимость расходников из конкретной закупки. А также относительно проста с точки зрения функциональной реализации.
Полезно также предусмотреть в системе автоматизации возможность учёта совместимости различных моделей расходки с конкретными моделями оборудования. Это значительно повышает удобство планирования закупок расходных материалов.
А вы, коллеги, ведёте учёт расходных материалов и комплектующих в единой ITSM-системе?
Завести виртуальный склад и там нормально учитывать чтобы билось потом с управленческим и бухучетом. Как минимум вести учёт установленных картриджей, особенно, если кабинетная система и принтеров чуть меньше чем пользователей 🙂
Бухгалтерия всё равно потом стребует для списания оформленные внутренние накладные, чтобы разрешить утилизацию.