Управление ИТ-активами — важнейшая часть управления ИТ-услугами, ведь все ИТ-услуги, по сути, крутятся вокруг активов. Или нет?
«Почему база данных управления конфигурациями — это не то же самое, что управление активами?» Ответ на этот популярный вопрос, по мнению нашего зарубежного коллеги, может быть таким — разница такая же, как между яблоком и яблоней.
CMDB — это составная часть управления активами и управления конфигурациями. Собственно управление активами, разумеется, опирается на базу данных CMDB и работать без нее не может, так же как и управление инцидентами и управление изменениями.
Если смотреть в самую суть, то:
- База данных CMDB помогает управлять конфигурационными компонентами (CI). Она содержит конфигурационные записи, который включают такие атрибуты, как тип, владелец, версия и их взаимоотношения с другими CI.
- Управление активами — куда более объемное понятие. Это процесс управления активами в ходе всего их жизненного цикла. Он включает отслеживание атрибутов активов, таких как их стоимость, гарантийный срок согласно договору, контракты и т.д.
Поэтому вопрос должен звучать совершенно иначе: «Чем должна заниматься моя организация? Управлением конфигурациями? Управлением активами? И тем, и другим?»
Единого ответа на этот вопрос нет. Сначала надо разобраться, в чем разница между CI и активом. Проще говоря:
- Если вы хотите отслеживать для каждого объекта инциденты, проблемы и взаимоотношения с другими аналогичными объектами (для управления изменениями), вы говорите о конфигурационном компоненте (CI). Например, сервер приложений — это CI.
- Если объект обладает стоимостью в денежном выражении, и вы обязаны контролировать все, что связано с финансовыми и контрактными отношениями это объекта — это актив. Со временем происходит амортизация, и стоимость актива в ходе его жизненного цикла постепенно понижается до нуля. Физический сервер, на котором выполняется программное обеспечение — это актив.
Очевидно, что выбор между управлением конфигурациями и управлением активами зависит от того, чем именно вам нужно управлять. В терминах ITIL конфигурационными компонентами нужно управлять для того, чтобы предоставлять сервисы, а актив — это ресурс или способность, которые участвуют в предоставлении сервисов. При необходимости один и тот же объект можно интерпретировать как CI или как актив.
Типичный актив, такой как сервер, проходит своем жизненном цикле ряд стадий, и в том числе стадии, на которых он также является CI — а именно, когда им нужно управлять как конфигурационной единицей, например отслеживать, какое на нем установлено ПО и т.п. Если с сервером проблемы, сервис-деск разбирается с ними, как с инцидентами, а когда требуются изменения, они затрагивают другие устройства, связанные с сервером. Для управления сервером, как активом, все это несущественно.
Может ли объект быть активом и не быть CI, и наоборот? Конечно. Если вы используете арендованный сервис печати, он является вашим активом, но ваша ИТ-команда не управляет им, как CI. Если ваши сотрудники приносят на работы собственные мобильные устройства, которые используют корпоративное программное обеспечение, и ваша ИТ-команда управляет ими в рамках подхода BYOD, то эти устройства являются CI и не являются активами.
По сути дела это и есть вся разница между CMDB и управлением активами. Возможно, вашей организации необходимо и то, и другое. Вероятно, она уже занимается и тем, и другим. Но разницу между этими концепциями важно понимать.
Странная метафора, странный вывод и странно, что не указан автор/источник. Непонятно поэтому, кому адресовать вопросы про метафору и вывод 🙁