Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

DevOps – обманутые ожидания

Оригинальная заметка Why isn’t DevOps Delivering the Anticipated Benefits?

devopssuccessВо время конференции Gartner, посвященной инфраструктуре и эксплуатации (I&O), Директор по исследованиям Gartner Ян Хэд (Ian Head) опубликовал следующий твит:

По данным Европейского отделения #GartnerIOM, 90% специалистов считают, что #DevOps не оправдывает их ожидания 

Как отмечает автор заметки, Стивен Манн, неизвестно, каким образом был рассчитан этот показатель, и насколько статистически верны данные. Может быть, всех специалистов, переживающих по поводу своих неудачных DevOps-проектов, собрали в одном зале и предложили проголосовать. Но то, что Ян Хэд – Директор по исследованиям Gartner, вселяет уверенность, что он не будет публиковать в твиттере что-то, в чём у него есть сомнения. 

Автор считает, что аналитики Gartner всегда очень аккуратны со своими публичными высказываниями. Также нужно принимать во внимание, кто именно участвовал в исследовании – если это были обычные специалисты, а не DevOps-разработчики, тогда, возможно, они просто слишком далеки от DevOps, чтобы оценить всю его полезность. И, конечно же, нельзя забывать о тех десяти процентах, которые все-таки получают от DevOps ожидаемые результаты. Видимо,  это именно те люди, которые подходят к процессу правильно. 

“Главный вопрос – почему?”

Ответ Стивена Манна на твит Яна Хэда был

Возможно, всему виной классическая комбинация переоценки, недопонимания и изменения технологий вместо изменения людей?

И вот, что он имел в виду:

  • Переоценка – к сожалению, многие ИТ-специалисты, относятся с чрезмерным доверием к раскрученным новым технологиям. Люди имеют обыкновение переоценивать или формировать неверное  представление о чем угодно – о консалтинге, технологиях, даже названия должностей искажают до смешного, как например «инженер DevOps», так востребованный сегодня кадровыми агентствами. 
  • Недопонимание – вне зависимости от того, насколько хорошо сформулированы новые идеи, люди слышат и понимают только то, что хотят. Автор готов держать пари и заложить свой дом, утверждая, что термин DevOps означает совершенно разные вещи для разных людей. Но то же самое относится и к ITIL® –своду лучших практик в области управления IT услугами (ITSM), существующему с 1989 году. 
  • Изменение технологий вместо изменения людей – большинство экспертов в области DevOps, с которыми автору довелось общаться, считают DevOps чем-то сродни гибкому подходу к разработке ИТ-услуг. Но как много профессионалов будет инвестировать в излишне разрекламированную и возможно не слишком прибыльную технологию, просто ради того, чтобы  заявить о том, что они применяют DevOps?  К сожалению, это повод для еще одного пари.

Проблемы с внедрением… у тех, кто не внедряет.

Другой  взгляд на проблему заключается в том, что специалисты в ИТ-индустрии не умеют правильно преподносить информацию. В общем и целом, есть действительно внушительная история неудач, связанных с внедрением. Для примера достаточно взглянуть на то, что пытались сделать и это далось с большим трудом в области управления IT услугами (ITSM):

  • Управление бизнес-услугами (BSM)
  • Управление конфигурациями и базы данных конфигураций (CMDBs)
  • Портал самообслуживания и каталог услуг (хотя здесь уже заметен очевидный прогресс)
  • Управление уровнем услуг
  • Проактивное управление проблемами

Ну и конечно, нельзя игнорировать то, что большинство ИТ-подразделений в компаниях используют примерно треть из 26 процессов, описанных в ITIL 2011.  Понятно, что это очевидное использование принципа «adopt and adapt», но, тем не менее, в оставшихся двух третях процессов ITIL несомненно найдутся практики, которые принесут пользу многим ИТ-компаниям.

Итак, ITSM против DevOps.

Если только вы не находились на необитаемом острове, то наверняка уже видели или слышали подобные выражения:

  • ITIL и ITSM несовместимы с DevOps
  • DevOps победит ITIL
  • Нужно забыть о DevOps, и вместо этого использовать NoOps, то есть вообще отказаться от ИТ-эксплуатации и  ITSM

В большинстве случаев здесь идет речь о противостоянии скорости и контроля, при том, что некоторые думают, что победу может одержать только что-то одно . Но на самом деле это не взаимоисключающие подходы. Просто для DevOps потребуется  серьёзное участие специалистов по ITSM.

Взаимодействие ITSM и DevOps.

Во-первых,специалисты в области управления ИТ-услугами, должны разглядеть пользу, которую может принести DevOps.  Это не просто новая игрушка разработчиков приложений, с которой они развлекаются в перерывах между созданием далеких от совершенства продуктов, и от которой они в скором времени устанут. Во-вторых, нужно активно участвовать в этом процессе. Слишком часто слышим, что в DevOps очень много разработки и очень мало эксплуатации, то есть получается такой DEVops. Ну а причины, по которым ITSM -специалисты не слишком вовлечены в DevOps, заслуживают отдельной истории. В-третьих, нужно больше ясности – что все-таки относится к DevOps и что нет. А еще нужно помнить, что самое главное – это люди, их мироощущение и сотрудничество, а не покупка новейших технологий DevOps и привлечение новых сотрудников с привлекательными названиями профессий в резюме.  И, наконец, необходимо делиться своим опытом в области адаптации процессов ITIL со своими коллегами – разработчиками приложений. Да, они возможно ненавидят это слово и всё, что с ним связано. Но извлечены важные уроки в том, что касается адаптации, неудачного внедрения и недостаточно высоких результатов. И эти уроки пойдут на пользу тем, кто занимается DevOps. Но уже извлеченные уроки относительно адаптации и неудачного внедрения процессов, а также достижения недостаточно высоких результатов пойдут на пользу адептам DevOps.

Резюме автора таково:

Итак, несмотря на то, что мы пока не знаем точно, почему DevOps не оправдывает надежды многих компаний, применяющих его, можно с уверенностью сказать, что ITSM-специалисты обязательно должны участвовать в этом процессе. И это участие должно быть полноценным.

«Трансформация ИТ в традиционных компаниях»
Учебный курс о кратном ускорении за счёт новой организации работы

Комментариев: 2

  • Андрей другой

    Ну прямо как дети, честное слово! Это что — в первый раз? А про загогулину Gartner они слышали?(как пример http://www.gartner.com/newsroom/id/3412017). Это происходит ВСЕГДА. Сначала широкомасштабные обещания, потом сверка с действительностью, печальные выводы и уже в самом конце нормальное эволюционное развитие. OOD, CASE, языки 4-го уровня и т.д. Каждый раз обещали серебряную пулю и каждый раз оказывалось, что да, есть некая польза для определенных типов задач и при определенных условиях. Противопоставление с ITIL просто удивляет -DevOps и ITIL про РАЗНЫЕ вещи. Если применять мою любимую аналогию с нормальным производством, то DevOps — про разработку изделия, ITIL про производство(выпуск) этого изделия. Должны разработчики сотрудничать с технологами?  Да, должны, это даже в социалистической экономике известно было. И все равно опять америку открывают:)

  • Александр Тараторин

    На той же самой конференции, о которой здесь идет речь, коллеги Яна из того же Гартнера приводили статистику ответов на вопрос: "А чем вам помогло внедрение DevOps?". Эта статистика помогает немного развеять сомнения.

    Дело в том, что наиболее частых вариантов ответа два: "DevOps позволяет ускорить цикл разработки" (75%) и "DevOps помогает быстрее реализовывать бизнес-задачи" (66%). Все остальные варианты ответов лежат сильно ниже отметки в 50%, что подтверждает гипотезу о том, что если люди ожидают от DevOps принципиально других результатов, они могут быть разочарованы.

     


Добавить комментарий для Александр ТараторинОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM