В некоторых компаниях есть замечательная практика. Почти любой новый сотрудник в первые же недели своей работы, в какое бы подразделение компании он не устроился, обязан некоторое время поработать “в бизнесе”. Насколько я помню, эту затею придумали японцы, затем распространили её по миру в составе бережливого производства (Lean). Мне известно минимум три примера такой практики в России: одна производственная компания отправляет многих новых сотрудников (включая ребят из ИТ) на сборочный конвейер, другая – на упаковку готовой продукции, третья – в свои розничные магазины.
Эта действительно замечательная процедура даёт очень наглядное понимание – что есть бизнес конкретной компании и в чём он заключается. Однако этого недостаточно, потому что не сильно облегчает известную огромную проблему разобщённости ИТ и бизнеса (о нет, снова про это! да, про это…).
Многие проблемы взаимодействия ИТ и бизнеса проявляются не на конвейере и не на складе – основные производственные процессы, как правило, выстроены достаточно хорошо, и как только глава ИТ-департамента позволяет себе халтурить “в операционке” – он мигом вылетает на рынок труда. Нет, проблемы находятся в соседних и, если хотите, более высоких областях. Сорванные сроки, невыполненные обещания, заметное всем (в том числе и собственникам, и рынку) отставание от конкурентов, оправдание бесполезно потраченных огромных ресурсов, постоянное изменение правил игры, неспособность предлагать идеи и инновации, отсутствие какой бы то ни было прозрачности – эти ежедневные радости любого, кто зависит от ИТ-департамента, не увидеть на сборочном конвейере.
Идею японцев нужно расширить. Нужно вводить практику для руководителей ИТ среднего и высшего уровня на время переходить “работать в бизнес”. Не будем создавать драмы – речь не идёт о полной смене должности, подчинения и ответственности. Достаточно, к примеру, стать владельцем зависимого от ИТ (то есть – любого) продукта. Человеком от бизнеса, очень заинтересованным в этом самом продукте. Настолько, что от продукта зависит P&L, а от P&L – личный бонус. Всё как у больших ребят.
Многие управленческие дисфункции станут сразу видны и понятны. Ко многим принятым решениям возникнут неудобные вопросы. Интерфейс между ИТ и бизнесом (а скорее – его отсутствие) станет очевиден. Практики и методы работы будет сразу понятно как и где скорректировать – что следует делать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Наконец, появится некоторая степень сострадания к тому самому бизнесу, который волею технологического прогресса подсел на ИТ-иглу, слезть с которой не в силах. В то время как некоторая группа людей считает себя экспертами во всех вопросах, гуру и чуть ли не божествами только потому, что может составить вместе странные конструкции из английских слов for, while, if и loop (как правило, этими словами знание второго языка и ограничивается).
Чтобы не было соблазна перетерпеть, такой перевод в бизнес должен быть с неопределённым сроком. Пусть человек сам попросится обратно, но возврат назад возможен только при наличии конкретного и реализуемого плана улучшений. Иначе большая часть полученного личного опыта будет утеряна, а сам переход станет лишь пугалкой и средством стимулирования.
Может показаться, что проблема надумана и свойственна лишь небольшому числу организаций. Не соглашусь. Беда усиливается от того, что нынче в цифровую трансформацию стали играть очень многие. Такая трансформация сильно, чуть ли не диаметрально меняет правила игры – то, что раньше было нормально и можно, теперь становится ни в коем случае нельзя, и наоборот. В то время, как багаж прошлого опыта никак не даёт перестроить мозг и привычки. Это означает, что вместо сближения ИТ и бизнеса та самая трансформация приносит больше хаоса, больше разобщения – новые правила игры ещё непривычны и не закрепились, а старые как не работали, так и не работают.
Не нужно ждать, пока само сложится или рассосётся. Нужно попробовать побывать в шкуре бизнеса, хотя бы на время.
Disclaimer. Автор не ставит целью данной заметки возвышение бизнеса и принижение ИТ; суть не в этом. Автор понимает, что и в бизнесе, и в ИТ в действительности работают одни и те же люди, найденные и удерживаемые одними и теми же способами, со всеми их особенностями, сильными сторонами и недостатками.
По такой логике всем хирургам нужно полежать на операционном столе, всем судьям – посидеть в тюрьме… Знать своего клиента и быть им – разные вещи. ИТ спец. или менеджер при погружении будет иметь явно меньший уровень понимания, чем окружающие его бизнеса. При нехватке экспертизы включается эмпатия. В итоге человек получит эмоции вместо знаний.
Потеря объективности – это гарантированный исход описываемой вами практики.