На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
Нет, все признают, что аудит, конечно, вещь полезная. Ведь это, по-хорошему, не проверка, чтобы наказать, а, как написано в умных книжках, инструмент повышения уверенности в обеспечении соответствия. Соответствия чему? Зависит от целей и заказчиков аудита. Но в большинстве своём это проверка на соответствие неким правилам, стандартам, регламентам и т.п. Аудиторы могут быть (и нередко) не погружены в предметную область. У них есть некая модель (в простейшем случае набор чек-листов), с которой происходит сопоставление объекта аудита.
В данном случае объектом был наш учебный центр. А аудит проводила компания PeopleCert, экзаменационный институт, принимающий по всему миру массу экзаменов, включая ITIL®, PRINCE2® от AXELOS, и отвечающий за аккредитацию организаций, которые обучают по этим программам и принимают соответствующие экзамены.
Каждый раз, когда мы запускаем аккредитованный учебный курс (например, по ITIL или PRINCE2), наши учебные материал обязательно проходят проверку в PeopleCert. И за последние несколько лет мы прошли много таких проверок пока запускали полную линейку аккредитованных курсов ITIL4, начиная с ITIL 4 Foundation зимой 2018 года и заканчивая осенью прошлого года, когда мы аккредитовали последний оставшийся курс из сертификационной линейки ITIL новой версии – ITIL 4 Leader: Digital and IT Strategy.
Аудит же на прошлой неделе проверял нас, как партнёра AXELOS и PeopleCert в целом, как организацию. Я далеко не первый раз участвую в подобной процедуре. И вот, что подумалось по её завершению.
Несмотря на то, что аудит – штука довольно формальная, да к тому же и весьма времяёмкая, при адекватном подходе от него может быть польза. И дело даже не в том, что аудитор обнаружит что-то такое волшебное, исправив которое, вы получите счастье. Конечно, нет. Мы занимаемся обучением и приёмом экзаменов довольно давно. И аудит успешно проходим не первый раз. И, в том числе поэтому, кажется: «Ну, вот, опять какое-то время нужно посвятить этой бюрократической процедуре! Какой от неё толк?»
Но именно соблюдение всех «базовых правил гигиены» вкупе с отсутствием абсолютного формализма со стороны аудитора позволяет вывести эту процедуру на совершенно иной качественный уровень. Т.е. правила работают. Все запрошенные свидетельства (куда ж без них в аудиторском деле) предоставлены. И это не вызывает никаких зацепок, шероховатостей в обсуждении процедур, встроенных в бизнес. Да, никаких инсайтов не получено. Да, мы и так постоянно крутим колесо PDCA и занимаемся постоянным совершенствованием. Но дополнительный взгляд со стороны, пусть даже и без серьёзного погружения, тоже небесполезен. Это, как минимум, дополнительно мотивирует вынырнуть из потока и порефлексировать.
Я знаю, что, что люди по-разному воспринимают всевозможные формальные атрибуты. Например, на нашем портале участник одного из обсуждений как-то поделился опытом работы с ИТ-директором, для которого наличие статуса ITIL Expert у кандидата было стоп-фоктором для приёма на работу. Понимаю. И в какой-то части разделяю подозрительное отношение к формальным статусам. Но при прочих равных я бы выбирал тех сотрудников или организации, которые соответствует определённым требования в нужной мне области. Во многих случаях это не самый главный признак. Но при прочих равных… Например, как обстоят дела у компаний, которые проводят обучение, не проходя аудита? Откуда в этом случае возьмётся уверенность в качестве или хотя бы в соблюдении формальных критериев? Но точно можно быть уверенными в том, что в этом случае отсутствует дополнительный внешний импульс совершенствования. Тот самый, который может исходить от нормально аудита.
В общем, в этот раз впечатление скорее позитивное. Думаю, по-хорошему, так и должно быть: аудит – инструмент совершенствования. Профдеформация?
Ещё немного, и, чего доброго, в аудиторы подамся 🙂
Так в целом должно быть со всеми процедурами, формальными или нет. Они должны проводиться не просто для галочки, но и приносить пользу, ну и какое ни какое счастье, а не стресс.
Вообще, мне кажется сейчас все боятся слова “Аудит”, надо его подменять.