Присутствовал на этой неделе на курсе DITS (ITIL® 4 Digital and IT Strategy). Отличная, активная группа, интересные вопросы и обсуждения.
Не обошлось без одной из самых популярных тем в этой области – обсуждения того, что является, а что не является примером цифровой организации, цифровой трансформации. Реализация каких технологических решений позволит считать, что мы имеем дело с цифровой трансформацией?
На мой взгляд, наиболее полно и системно мы разбираемся с цифровой трансформацией на курсе «Трансформация ИТ в традиционных компаниях». Но материал библиотеки ITIL4 добавляет к этому разговору интересный элемент. Поскольку «Digital and IT Strategy» – это в первую очередь книга, авторы вынуждены дать определение понятию «цифровая трансформация». Кстати, ровно такое же определение присутствует и в книге HVIT (ITIL 4 High velocity IT). Если вы не знакомы с этой конструкцией, можете проделать короткое упражнение: прочитав приведённое ниже определение, попробуйте выделить самую главную его часть.
digital organization
An organization that is enabled by digital technology to do business significantly differently, or to do significantly different business.
“организация, которой цифровые технологии позволяют вести бизнес в значительной степени по-иному или существенно отличающийся бизнес”
Что у вас получилось?
Можете попробовать проделать то же самое в следующем определении.
digital transformation
The use of digital technology to enable a significant improvement in the realization of an organization’s objectives that could not feasibly have been achieved by non-digital means
“…использование цифровых технологий для того, чтобы сделать возможным значительное улучшение в достижении целей организации, которые не могли бы быть достигнуты с помощью нецифровых средств”
Что получилось?
Ключевое в обоих определениях – значительность изменений бизнеса.
Бизнеса.
Значительное (т.е. речь не идёт о традиционной автоматизации, повышающей эффективность бизнеса).
Технологическая составляющая важна. Но о цифровой трансформации можно говорить только если мы смогли осуществить существенное преобразование бизнеса.
По-моему, хороший акцент. Он в том числе позволяет отсеять разговоры о цифровой трансформации, сводящиеся к обсуждению внедрения тех или иных технологических решений. В них (в решениях) нет ничего плохо. Они в большинстве случаев (при правильном внедрении) конечно же дают бизнес-эффект. Но при чём здесь трансформация? Это просто новое, модное название для того, чем мы в ИТ занимались всё время? Тогда расходимся.
И если принять эту идею (о существенном изменении бизнеса), то большая часть остальных рассуждений в книге DITS становятся довольно предсказуемыми. Например, каковы требования к роли лидеров трансформации (спойлер: нет, технологическая экспертиза здесь далеко не на первом месте), или кто и как должен быть вовлечён в эту самую трансформацию?
Думаю, небесполезно посмотреть с этой точки зрения и на то, что мы делаем в попытках реализовать трансформацию в реальной жизни.
Игорь, благодарю за пост!
Еще обсуждали ИТ-инновации, и их место в цифровой трансформации.
Интересно, BRM – про ИТ-инновации или, как обычно, – по разному?!