В умных книжках вроде ITIL, и даже в ITSM-экзаменах, время от времени встречаются истории об "аутсорсинге процесса управления изменениями" и вообще об "аутсорсинге процессов". Придумали это не ITSM-теоретики, термин Business Process Outsourcing (BPO) встречается в разных источниках в разных отраслях. В частности, wikipedia определяет это явление так:
BPO – вид аутсорсинга, при котором поставщику передаются исполнение и ответственность за определенную бизнес-функцию (бизнес-процесс). (англиская версия энциклопедии)
BPO – наиболее глубокая форма аутсорсинга, предполагающая тесное взаимодействие между заказчиком и поставщиком услуг (аутсорсером). В отличие от аутсорсинга задач, предполагающего передачу на сторону отдельных проектов с ограниченными сроками и бюджетом, аутсорсинг бизнес-процессов может не иметь временных ограничений и фиксированного бюджета. В рамках BPO организация передает аутсорсеру не просто отдельные задачи, а замкнутую функциональную область внутри своего бизнеса. (русская версия)
В общих чертах понятно: поставщик встраивается в систему управления заказчика, беря на себя ответственность за реализацию целого бизнес-процесса (в контексте ITSM – процесса управления услугами). При этом ресурсы, задействуемые в процессе, могут принадлежать кому угодно: тому же поставщику, заказчику или третьим сторонам. Не все, конечно: видимо, ресурсы, осуществляющие управление процессом (в первую очередь, менеджер процесса) должны принадлежать поставщику.
То есть услуга, которую покупает заказчик, состоит в "организации и реализации процесса управления изменениями (инцидентами, проблемами…)", так?
Если так, то мне кажется неточным термин "аутсорсинг бизнес-процесса". Модель сорсинга, как мне кажется, это модель привлечения ресурсов. Для того, чтобы ими управлять. Управление ресурсами принимает форму процесса или проекта.
Если же управление осуществляет поставщик, заказчик переходит на позицию руководства (governance), на которой у него, по-хорошему, нет ни желания, ни возможностей управлять ресурсами и организовывать деятельность.
Иными словами, процесс как форма управления ресурсами и деятельностью – всегда внутри. Предоставляться извне могут функции и ресурсы. Поэтому термин "аутсорсинг бизнес-процесса" неточен.
Возможно, оттого, что его авторы, как и авторы ITIL, довольно легкомысленно этот термин используют.
А возможно, это я запутался, и все (1) правильно и (2) просто. Тогда специалисты по сорсингу, помогите распутаться!
Disclaimer: написанное ниже может быть непонятно широкому кругу читателей. Оно и мне самому не очень понятно. Посему две просьбы: не устраивать holy war про сервисы-процессы и не вырывать фразы из контекста.
Роман, мне кажется, что ты пытаешься встроить эти три слова (business process outsourcing) в свою, уже построенную, картину мира. Неизбежно будут возникать нестыковки, потому что ни одна модель не может обеспечить полное описание окружающей нас реальности. Это, конечно, не повод не пытаться, ведь Единая теория всего пока не разработана.
Встраивание этих трёх слов потребует поиска ответа на следующий ключевой вопрос: может ли процесс быть услугой? Из твоего изложения следует, что не очень. Это, в частности, совпадает с рассказом Дмитрия на памятном вебинаре (http://www.cleverics.ru/ru/subject-field/webinars/webinar-archive/46-core/webinars-and-video/433-webinar-11-2012-di).
А вот авторы OPBOK, вполне приличного свода знаний по аутсорсингу, считают иначе. Цитирую:
"1.2. What is Outsourcing?
Outsourcing is a long-term, results-oriented business relationship with a specialized services provider. The services contracted for (including manufacturing services) may encompass a single activity, a set of activities, or an entire end-to-end business process. In most cases, and especially for larger organizations, what’s being outsourced was previously performed by the customer organization for itself and is being transferred to the provider. In other cases, however, these may be activities the customer organization never performed for itself."