Сегодня двумя ITIL Expert'ами в России стало больше.
Вчера мы закончили наш первый курс Managing Across the Lifecycle – самый сложный и статусный курс в сертификационной линейке ITIL. Сегодня четверо смелых сдавали экзамен, двое сдали успешно. С чем я и мои коллеги их с огромным удовольствием поздравляем! Остальные, я уверен, сдадут со следующей попытки – недобрали немножко, и на курсе были молодцы.
80% группы большую часть пути до этого курса проходили с другими компаниями и другими тренерами, и, чёрт возьми, приятно было услышать от них сегодня "Жаль, что мы не узнали о вас раньше". Что ж, нам тоже немножко жаль – но лучше поздно, чем никогда!
Было интересно и непросто. Интересно – потому что отличная аудитория. Никто не пришел только за "корочками", все пришли за пользой. Непросто – потому что времени не очень много, и потому что нужно поддерживать баланс. Очень хотелось не уйти в натаскивание на экзамен, очень важно было не свалиться в подробности, уже изученные на четырёх курсах ITIL Intermediate, и при этом не отходить от ITIL слишком далеко и надолго. Кажется, получилось, хотя, конечно, уже есть список дел по улучшению и материалов, и работы на курсе, так что следующая группа будет учиться на таком же курсе, но совсем другом.
Сложные впечатления от экзамена. Я начал курс с сообщения о том, что экзамен нетрудный (совершенно искренно – я сдал его быстро и довольно легко, некоторые экзамены "среднего" уровня – RCV, например – показались мне сложнее) , после чего в течение четырех дней мы вместе со слушателями последовательно убеждали меня в обратном. И, пожалуй, почти убедили. Дело, во-первых, в коварном Бенджамине Блуме, а во-вторых, в длинных списках и тонкой настройке различий между ответами.
Авторы сертификационной линейки ITIL, как известно, решали проблему из разряда "на елку влезть и не поцарапаться": очень хотелось сократить расходы на проведение и проверку экзамено высокого уровня, но при этом не превратить эти экзамены в проверку зазубренных списков. То есть надо было придумать тесты, проверка ответов на которые не требовала бы дорогих экспертных знаний, но с вопросами четвертого-пятого уровня по таксономии Блума (уровни – на картинке, нумерация – снизу вверх). Что ж, пожалуй, им это удалось. Скорее удалось, чем нет. Вопросы привязаны к кейсу, требуют знания ITIL, понимания ситуации, анализа применимости рекомендаций ITIL к этой ситуации. В ответах почти нет неверных утверждений, но есть утверждения, в разной степени применимые в компании, описанной в кейсе и в вопросе. Хорошая гимнастика ума для тех, кто хочет "думать, как менеджер; думать, как ITIL".
Мы, между прочим, опять оказались первыми: других российских компаний, предлагающих и проводящих собственную полную линейку курсов от "Основ" до "ITIL Expert'а", пока нет, насколько мне известно.
И еще одно впечатление, теперь уже от нескольких курсов: в октябре я вел "Менеджера-консультанта" и "Process management & improvement", теперь вот – MALC, на следующей неделе – "Организационные изменения". А параллельно – две группы MBA в Академии народного хозяйства (РАНХиГС). Так вот, у нас много сильных, хорошо подготовленных, грамотных, эрудированных и живо заинтересованных в своей работе ИТ-менеджеров. Приходящих на курсы высокого уровня со своим мнением, своим опытом и при этом со своими вопросами – интересными и непростыми. Мне кажется, их становится больше, и я думаю, что это здорово.
Такой вот пятничный позитив.
Интересно.
Моё отношение к MALC, видимо, было неверным – я считал его курсом "исключительно для галочки", имеющим весьма ограниченную ценность помимо сертификации. Получается, что ошибался.
В следующий раз приду посидеть-послушать на несколько часов.