В общении на профессиональные темы я иногда сталкиваюсь с тем, что некоторые мои собеседники не всегда чётко представляют себе разницу между процессами и функциями. Слушатели наших курсов – например, по ITIL Foundation – получают следующие определения этих терминов:
Процесс – комплекс совместно управляемых видов деятельности, использующий ресурсы и способности для формирования результатов, прямо или косвенно создающих ценность для заказчика или заинтересованного лица (stakeholder). Для процесса характерно:
- преобразование одного или нескольких определённых входов в определённые выходы;
- включение в себя любых ролей, обязанностей, инструментов и контролей, необходимых для надёжного предоставления результатов;
- определение (при необходимости) политик, стандартов, рекомендаций, видов деятельности и рабочих инструкций.
Функция – команда или группа людей, а также инструментарий, который они используют для выполнения одного или нескольких процессов или видов деятельности. Для функции характерно:
- самодостаточность образования, обладающего необходимыми способностями и ресурсами, обеспечивающими результативность и производительность, в том числе – специфическими методами и знаниями;
- обеспечение структурированности и стабильности организации.
А теперь своими словами. Функция – это люди, занятые определённым делом (функции могут быть и автоматизированными – то есть теми, где деятельности людей больше нет, вместо них её выполняют теперь машины). Специалисты, обладающие необходимыми средствами выполнения работы и профессиональными навыками и компетенциями, позволяющими им выполнять вверенную им деятельность. Узкий специалист, как мы знаем из афоризма Козьмы Пруткова, подобен флюсу – полнота его односторонняя. Про “пули с нашей стороны вылетели” и “претензии к пуговицам есть?” – это тоже про них. Люди, прекрасно разбирающиеся в своей области, но зачастую не представляющие и не желающие вникать в понимание целостного результата цепочки видов деятельностей, в которой они принимают участие.
И вот отсюда мы начинаем перемещаться уже в поле процесса. Представьте себе конвейер фармацевтического завода. Упрощённо – движущаяся с постоянной скоростью длинная лента из одного цеха в другой. Рядом с лентой на всём её протяжении находятся люди в разного цвета форме. Каждая отдельная группа в своей форме производит строго определённое действие: первая группа разгружает исходное сырьё в виде таблеток витаминов, вторая ставит на конвейер баночки для фасовки, третья наполняет баночки витаминками, четвёртая закручивает крышки на баночках, пятая проверяет, хорошо ли закручены крышки, шестая упаковывает проверенные баночки в тару для перевозки, седьмая – …
Каждая из групп – самодостаточна и специфично профессиональна, каждая выполняет свою работу, к каждой предъявляются определённые квалификационные требования (умение крутить крышки, умение упаковывать и т.д.). При этом управляет процессом в целом – специальный человек, менеджер процесса. Его задача, чтобы процесс (в нашем примере конвейер) работал так, как было спроектировано, чтобы он достигал поставленных целей (в нашем примере – упаковывания проверенных баночек). А цели ему ставит владелец процесса – человек, который заинтересован в результатах работы процесса. Процесс для него – контролируемый и управляемый механизм. Вот такой вот “дом, который построил Джек”.
Мне кажется, что самое главное отличие кроется в самом начале определений:
Если на это обратить внимание, то путаницы возникнуть не должно. И, кстати, у меня в связи с этим такой вопрос – а может процесс может быть полностью автоматизирован, а не функция?