Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Процессы и функции

Опубликовано 20 мая 2014
Рубрики: Процессы
Комментарии

В общении на профессиональные темы я иногда сталкиваюсь с тем, что некоторые мои собеседники не всегда чётко представляют себе разницу между процессами и функциями. Слушатели наших курсов – например, по ITIL Foundation – получают следующие определения этих терминов:

Процесс – комплекс совместно управляемых видов деятельности, использующий ресурсы и способности для формирования результатов, прямо или косвенно создающих ценность для заказчика или заинтересованного лица (stakeholder). Для процесса характерно:

  • преобразование одного или нескольких определённых входов в определённые выходы;
  • включение в себя любых ролей, обязанностей, инструментов и контролей, необходимых для надёжного предоставления результатов;
  • определение (при необходимости) политик, стандартов, рекомендаций, видов деятельности и рабочих инструкций.

Функция – команда или группа людей, а также инструментарий, который они используют для выполнения одного или нескольких процессов или видов деятельности. Для функции характерно:

  • самодостаточность образования, обладающего необходимыми способностями и ресурсами, обеспечивающими результативность и производительность, в том числе – специфическими методами и знаниями;
  • обеспечение структурированности и стабильности организации.

А теперь своими словами. Функция  – это люди, занятые определённым делом (функции могут быть и автоматизированными – то есть теми, где деятельности людей больше нет, вместо них её выполняют теперь машины). Специалисты, обладающие необходимыми средствами выполнения работы и профессиональными навыками и компетенциями, позволяющими им выполнять вверенную им деятельность. Узкий специалист, как мы знаем из афоризма Козьмы Пруткова, подобен флюсу – полнота его односторонняя. Про “пули с нашей стороны вылетели” и “претензии к пуговицам есть?” – это тоже про них. Люди, прекрасно разбирающиеся в своей области, но зачастую не представляющие и не желающие вникать в понимание целостного результата цепочки видов деятельностей, в которой они принимают участие.

И вот отсюда мы начинаем перемещаться уже в поле процесса. Представьте себе конвейер фармацевтического завода. Упрощённо – движущаяся с постоянной скоростью длинная лента из одного цеха в другой. Рядом с лентой на всём её протяжении находятся люди в разного цвета форме. Каждая отдельная группа в своей форме производит строго определённое действие: первая группа разгружает исходное сырьё в виде таблеток витаминов, вторая ставит на конвейер баночки для фасовки, третья наполняет баночки витаминками, четвёртая закручивает крышки на баночках, пятая проверяет, хорошо ли закручены крышки, шестая упаковывает проверенные баночки в тару для перевозки, седьмая – …

Каждая из групп – самодостаточна и специфично профессиональна, каждая выполняет свою работу, к каждой предъявляются определённые квалификационные требования (умение крутить крышки, умение упаковывать и т.д.). При этом управляет процессом в целом – специальный человек, менеджер процесса. Его задача, чтобы процесс (в нашем примере конвейер) работал так, как было спроектировано, чтобы он достигал поставленных целей (в нашем примере – упаковывания проверенных баночек). А цели ему ставит владелец процесса – человек, который заинтересован в результатах работы процесса. Процесс для него – контролируемый и управляемый механизм. Вот такой вот “дом, который построил Джек”.

Учебные курсы и сертификация на русском языке
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 4

  • Мне кажется, что самое главное отличие кроется в самом начале определений:

    Процесс — комплекс совместно управляемых видов деятельности…

    Функция — команда или группа людей, а также инструментарий…

    Если на это обратить внимание, то путаницы возникнуть не должно. И, кстати, у меня в связи с этим такой вопрос – а может процесс может быть полностью автоматизирован, а не функция?

    • Кажется, что подобная путаница возникает у собеседников “из функций”, где исполнение процесса целиком происходит внутри неё. Тогда мысленно между ними ставится знак тождества. Если рассмотреть процессы, затрагивающие множество функций (подразделений) организации, и продемонстрировать собеседникам, то разница уже становится видимой.

      “Может процесс быть полностью автоматизирован” – да, может. Не всякий, но может. Доработаем наш конвейер из заметки следующим убразом: уберём всех людей, заменив их роботами. Функции ведь останутся (крышки как закручивались, так и будут продолжать закручиваться). И получается, что менеджер процесса нам тоже теперь не нужен – продиагностировать состояние и произвести соответствующее управляющее воздействие сможет и автоматика. Остаётся владелец процесса, который до тех пор, пока выходы (outputs) процесса его устраивают, не полезет в конвейер что-либо менять.

      • Согласен, что если функция выполняет какой-то процесс и только его, то у людей из функции может возникнуть путаница.

        По поводу автоматизации я хотел сказать, что более правильно говорить об автоматизации процесса, а не функции, на мой взгляд. Функция — это ведь люди с инструментами, как их автоматизировать? Можно правда автоматизировать то, что они делают. Но это будет уже автоматизация деятельности, выполняемой функцией.

        Кстати, по-моему, хорошие картинки, показывающие взаимосвязи функций, процессов, ролей и т.д. есть в книжке про ISM-Метод. 

        • Степан, да, согласен. Немного переосмыслил, спасибо!
          А автоматизируются процедуры процесса – “то, что они (людиделают. У функции, в том же ISM-методе указываются три значения. Одно из них – “функциональность”, т.е., способность компонента что-то выполнять. Я это значение и имел в виду, когда писал про “функции могут быть и автоматизированными“.


Добавить комментарий для Степан ХрулёвОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM