Неделю назад я случайно наткнулся на заметку в ЖЖ Алексея Каптерева – известного мастера презентаций, автора мегапопулярной презентации Death by Powerpoint и книги "Мастерство презентации", тоже весьма популярной. Заметка называется "Почему HR-бизнес партнёрство не работает". Я тогда несколько обалдел от того, насколько мысли автора про место HR в бизнесе совпадают с нашими собственными размышлениями о месте в этом бизнесе ИТ-службы и сложностях партнерской составляющей сервисного подхода. Судя по числу репостов и лайков моей ссылки на статью Алексея, параллель показалась явной и важной многим, поэтому делюсь этой ссылкой и с читателями портала.
Если у нас есть еще что аутсорсить — надо это аутсорсить. Для всего остального есть бизнес-партнерство. Для тех из вас, кто разбирается во всем этом еще хуже, чем я — бизнес-партнерство, это когда функция ориентируется на общий бизнес-результат, а не на свой специфический функционал.
Непонятно? Например: попросили HR-а организовать тренинг по презентациям, да? Он не должен идти на рынок и искать самого лучшего (или самого доступного по деньгам) тренера. Он не должен звонить своему «универсальному провайдеру тренинговых услуг», с которым у него налажены хорошие отношения и интересоваться насчет тренинга по презентациям.
Он должен сначала «прочелленджить» (простите) бизнес на предмет того, а нужен ли этот тренинг вообще, какую в точности проблему он решает и нельзя ли решить ее какими-то другими способами. Я лично категорически против такого подхода, мне кажется, тренинг по презентациям — это лучшее вообще решение для всех организационных проблем. Но HR-бизнес-партнер должен думать совсем по-другому.
Идея бизнес-партнерства очень хороша в теории. К сожалению, чтобы быть хорошим HR-бизнес-партнером, нужно реально разбираться в бизнесе. К двойному сожалению, как утверждает Чаран, большинство HR-директоров не хотят разбираться в бизнесе. Большинство из них ориентированы на знакомые процессы. Они умеют то, что они умеют. Резюме сортировать. Компенсации высчитывать. Чаран говорит, что лучшие HR-бизнес-партнеры — это люди вообще не из HR. Это люди из оперэйшнз, из полей. Бывшие продавцы, линейные менеджеры, кто угодно, только не HR.
Но. Мне кажется, дело не в том, что HR не хочет становиться бизнес-партнером. Мне кажется, дело в том, что почти ни одна «сервисная» функция не хочет становиться бизнес-партнером. Это факинг тяжело. ИТ тоже не хотят. Закупки не хотят. Юристы не хотят. Бухгалтерия не хочет. С финансами немного отдельная история, чуть ниже об этом. Но все остальные «сервисные» функции — не хотят. Они хотят отвечать только за свой кусок. Почему?
Потому что раздельное мышление — это легко, а интегральное — трудно. Трудно это — за весь результат отвечать. Особенно когда твои усилия и попытки никак не ценятся. Да-да, вы не ослышались.
У меня есть такая гипотеза, что интересоваться бизнесом HR-у поможет… встречный интерес со стороны бизнеса. Интерес же должен быть взаимен, правда? Это странно, когда HR интересуется бизнесом, а бизнес HR-ом — нет. С одной стороны партнер, а с другой — начальник. Это не партнерство, это какая-то ерунда получается. Почему бизнес-партнерство намного лучше работает с финансами? Потому что бизнесу на самом деле интересны финансы. А HR бизнесу не интересен.
Знакомо, не правда ли? Там еще есть интересная параллель про разделение инновационной и операционной составляющих управления ИТ HR, тоже, оказывается, модная тема – посмотрите, например, презентацию PINK predictions 2011 года, если она уже забылась или если еще не видели. HR-визионерам этот подход тоже нравится, как оказалось.
Десять лет назад мы с Натальей Сапрыкиной написали небольшую статью про "разобщённость ИТ и бизнеса" по мотивам самой первой конференции ОСП, и там основная мысль была, помнится, такой: разобщенность ИТ и бизнеса – проблема исключительно ИТ, у бизнеса такой проблемы нет, и сама постановка вопроса ему не понятна и не близка. Десять лет спустя эта мысль, кажется, по-прежнему верна для многих и многих компаний. (Я эту статью сейчас перечитал, и мне кажется, что она ужасна. Не судите слишком строго – это была моя первая публикация. Парадоксально, но, в отличие от всех последующих, за нее еще и заплатили.) А если прошло десять лет, а радикальных изменений на уровне отрасли не происходит, может, идея партнерства в рамках одной компании на самом деле искусственна и бесперспективна? Вот Алексей пишет:
Я вот думаю. Подождать что ли еще, пока до бизнеса дойдет окончательно, что работают все-таки люди и отступать тут некуда? Вроде одно время казалось, что бизнес это понял. Но, похоже, как-то не до конца. Все равно многим хочется думать, что работают не люди, а процессы, структуры и функции. Потому что так во-первых проще думать, а кроме того, к процессам, структурам и функциям не обязательно относиться по-человечески.
Но может, когда-то поймут? Может поймут, что даже когда работают процессы, структуры и функции — эти процессы, структуры и функции все равно создают и исполняют люди? И что люди разного качества создают процессы и структуры РАДИКАЛЬНО разного качества? И СИЛЬНО по-разному исполняют одни и те же функции? Может быть тогда появится настоящий интерес к HR? И может быть на следующем шаге этот интерес станет взаимным?
Вовлеченность и вопросы культуры должны стать интересны бизнесу — более того, я сейчас крамольную вещь скажу, они должны стать интереснее финансов (простите меня, финансисты). Это я как бывший финансист говорю. Финансы, говорят, lifeblood организации. Ерунда это все. Финансы — градусник, показывающий температуру организации. Люди — то, что эту температуру реально создает.
Я очень согласен про людей, но применительно к ИТ подобные риторические вопросы тоже возможны: информационные технологии не только становятся товарным ресурсом – стандартным и годным для покупки извне; они также проникают все глубже в бизнес-процессы, вытесняют людей, становятся неотъемлемой, неотторгаемой частью бизнеса, нервной системой бизнес-организма. Пренебрегать этой ролью ИТ – позиция столь рискованная, сколь и популярная в бизнес-среде.
Или не все так печально, и я сгущаю краски? Как вы оцениваете динамику отношений ИТ и бизнеса за последние десять лет? Как изменилась роль ИТ в вашей компании за эти годы? Воспринимает ли бизнес ИТ-службу как партнера? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями на этот счёт.
PS. и если вы (как я) ранее не читали книгу Алексея Каптерева про презентации – прочтите, она хороша. Ну или хотя бы Death by Powerpoint посмотрите. Она, похоже, пала жертвой отказа Slideshare от звука, но картинки тоже прекрасные.
Роман, ответить можно последним предложением из статьи Алексея (спасибо отдельное за наводку!)
О чём я тут и писал – http://www.realitsm.ru/2014/09/vopros-iz-zala-kak-izmerit-loyalnost/