Между ИТ и бизнесом в ходе взаимодействия, бывает, происходят споры, возникает недопонимание, множатся сомнения. Марк Смолли (Mark Smalley) в своей заметке проводит аналогию с отношениями внутри пар. Есть такая книга – "Математика любви"1, в которой автор – Ханна Фрай – делится своими находками о поисках второй половинки и сводит это в некую условную формулу, показывающую, какие используются стили разговорного общения в длительных отношениях. Оказывается, самые успешные отношения – это те, у которых низкий "негативный" порог. И они устроены так: участники не держат в себе накапливающиеся противоречия, а могут сразу же пожаловаться друг другу на то, что их не устраивает, а затем работать над устранением причин, которые вызвали диссонанс. Сам стиль изложения жалоб таков, что жалующийся на неудобство не чувствует себя при этом жертвой специфического поведения партнёра.
В отношениях ИТ и бизнеса – как и в отношениях внутри пары – установить лишь канал взаимодействия недостаточно, необходимо и адекватное отношение к общению с обеих сторон. Со стороны ИТ растёт интерес к управлению взаимоотношениями с бизнесом (Business Relationship Management, BRM). Создан и функционирует Институт BRM. Он позиционирует BRM и как организационные возможности, и как роль. В первом случае BRM – набор компетенций (знаний, навыков и стилей поведения) и процессов, которые культивируют продуктивные, несущие ценность взаимоотношения между поставщиком и бизнес-подразделениями, которым он предоставляет услуги. Во втором случае BRM призван стимулировать, выявлять, придавать форму требованиям со стороны бизнеса, а также содействовать в сборе, оптимизации и передаче требований с целью максимизации ценности, которую бизнес может получить от товаров и услуг поставщика.
Зачастую BRM – это роль внутри ИТ-подразделения, задачами которой являются установление и поддержание взаимотношений между ИТ и бизнес-подразделениями. А вот с кем именно взаимодействует ИТ BRM? Как рассуждает Марк, если существует роль BRM в ИТ, то аналогичная должна быть и со стороны бизнеса – IT Relationship Manager, задачей которой является управление бизнес-отношениями с ИТ. Марк советует заглянуть в BiSL® (Business Information Services Library), где описана эта и другие обязанности бизнеса. Вероятно, бизнес не использует упомянутые в нём термины, но тем не менее, кто-то ведь от бизнеса общается с ИТ. Хорошо бы, если часто и по существу.
Марк провёл множество семинаров в разных странах, в ходе которых участники решали, какая стратегия приведёт к получению максимальной пользы от ИТ. Финальным и важнейшим утверждением становилось, что организация должна способствовать созданию культуры, в которой ИТ и бизнес имеют общее видение, являются частями одной и той же "оперы", ведут постоянный диалог, в котором обсуждения зрелые и содержательные, идут на компромиссы ради достижения баланса интересов… "А также постоянно спорят друг с другом!", – добавляет к этому Марк, основываясь на материалах книги Ханны.
1 Hannah Fry. The Mathematics of Love: Patterns, Proofs, and the Search for the Ultimate Equation | TED (ISBN 978-1476784885).