И бизнес, и ИТ в своей работе выполняют множество различных видов деятельности. Часть действий связана с заранее известными событиями, поэтому их обработку можно выполнять при помощи заранее спроектированных процессов, разработанных процедур и протоколов взаимодействия. Однако, есть и другой тип событий – малопредсказуемые, требующие оценки и принятия решения по времени и месту их возникновения. Стандарты и своды знаний предлагают наборы процессов для известных или обычных событий, описывают процедуры их обработки. А как поступать в тех случаях, когда кому-либо требуется сделать выбор и принять решение, о котором не написано в книгах?
Консультант Марк Смолли отмечает в своей заметке, что поведение зависит от многих факторов: "кнут и пряник", "знания и навыки", "рабочая обстановка и имеющиеся ресурсы", "физическое и психическое состояние личности", "образ мышления и убеждения". Убеждения или жизненные ценности являются самыми глубокими и весомыми факторами, оказывающими влияние на поведение человека. В качестве примера Марк приводит Schuberg Philis, аутсорсинговую компанию из Нидерландов, в своё время принявшую решение об инвестициях именно в жизненные ценности. Девиз этой инновационой организации – "Каждый в нашей организации может заниматься чем угодно до тех пор, пока он соблюдает наши основополагающие принципы". Принципов двенадцать, и звучат они так:
- любовь – человечное отношение к сотрудникам
- лидерство – "мы все заодно"
- выход из зоны комфорта – переосмысление возможностей
- уязвимость – в ней подлинная сила
- заказчики – привилегия быть им полезными
- выравнивание сильных сторон – слабости не имеют значения
- химия взаимоотношений – изменения в течение всей жизни
- принципиально новая организация совместной работы – … в среде, где работают без руководителя
- обещание 100% – все возможности мира
- возможности мира – мы хотим быть его частью
- технологии по экспоненте – мощь ИТ
- обучение без страха – всё начинается с любопытства
Компания позволяет своим сотрудникам быть автономными, тщательно при этом отбирая в свой штат тех, кто соответствует её организационной культуре. В самой компании причиной ее успешности называют приверженность одному-единственному, но очень важному KPI – 100% удовлетворенности заказчика. Используя его в качестве главного ориентира, сотрудники интуитивно опираются на перечисленные жизненные ценности и принимают решения, которые кажутся верными в конкретной ситуации. Они свободны в принятии решений, получают удовольствие и удовлетворение от работы, выполняемой раз от раза все лучше и приносящей пользу.
Есть жизненные ценности, есть ценности компаний, которые, как в примере выше, приводят к успеху. А как обстоит дело с ценностями в других областях? Марк рассматривает Agile, IT Service Management (ITSM) и Business Information Management (BIM).
Agile. В значительной степени успеху движения Agile поспособствовали сформулированные в 2001 году ценности и принципы. Они были составлены в духе того, что некоторые вещи предпочтительнее других:
- люди и их взаимодействие превыше процессов и инструментов
- работающее ПО важнее исчерпывающей документации
- сотрудничество с заказчиком приоритетнее обсуждения условий договора
- активное участие в изменении вместо следования плану
ITSM. В очень похожем ключе в 2013 году, в Нэшвилле, на Конгрессе сервис-менеджмента были сформированы ценности, специфичные для ITSM:
- люди и сообщества превыше институтов и организаций
- доверие превыше контроля
- совместное использование и знания превыше владения и контента
- изобретательность превыше следования процессу
- конечные результаты превыше услуг
BIM. Фонд ASL BiSL (Application Services Library, Business Information Services Library) представляет собой некоммерческую организацию, разработавшую такой свод знаний как BiSL. В отличие от ITIL, рассматривающего деятельность поставщика ИТ-услуг, BiSL фокусируется на другой "стороне" – заказчике ИТ-услуг и вопросах его "правильного" взаимодействия с ИТ. Ценности BIM есть и также сформулированы, но ещё широко не обсуждались и не утверждены. Это событие запланировано на декабрь, когда состоится ежегодная конференция, организуемая Фондом. Предварительно ценности BIM сейчас звучат так:
- фокус на выгодах для бизнеса, а не на технологиях
- фокус на информации, а не на услугах
- обработка разнородных требований, а не поставка стандартных ИТ-решений
- предпочтение работающему уже сегодня решению, а не отличному, но завтра
- надёжный партнёр бизнеса, а не приёмщик запросов
После принятия их сообществом, говорит Марк, будет опубликован манифест BIM. По всей видимости, от этого будет зависеть и его успех.
Я что-то не понял – они всё таки добрались до "шедевров" коммунистической агитации и пропоганда времен СССР?
Ну ведь "кодекс строителя коммунима" в чистом виде. Все доджны быть честными, беззаветно служить целям марксизма-ленинизам, тьфу черт, нет – целям бизнеса и не жалеть живота своего ради всеобщего счастья в рамках компании-заказчика.:)))
А я думал, что процессы – основа технологии, а она, в свою очередь, есть основа ГАРАНТИРОВАННОГО достижения требуемого уровня качества и коичества выпускаемой продукции, и это важно. Ан нет, оказывается Левша лучше чем станок с ЧПУ.:)))