Не так давно мне предоставилась интересная возможность поработать на стороне заказчика. Нужно было на время подменить руководителя проекта по внедрению системы в очень "горячую" пору – сразу после запуска. Для этого заказчика мы выполняли свою часть работ. Поэтому было очень интересно увидеть, как это реализовано в системе и как работает "вживую". Как вы понимаете, я такой возможностью не воспользоваться не мог. И началось моё полное погружение…
Запуск был непростым. С одной стороны не все подготовительные организационные и технические процедуры были проведены до старта. Плюс с другой стороны, как выяснилось, и в самой системе тоже было не всё гладко, хотя, на тот момент казалось, что она полностью готова поддержать автоматизируемый бизнес-процесс.
Коротко про обстановку, творившуюся в первые дни после старта. Мало сухо сказать, что она была напряжённой, но эмоции давайте отставим в сторону. Объективно, пользователи и их руководители были недовольны внедрением, кое-кто и раздражён переходом. Гневные сообщения неслись с разных сторон и по разным каналам. В самой системе были обнаружены ошибки, которые требовали срочного исправления.
Со всем этим нужно было справиться, вернуть контроль над ситуацией и постепенно исправить её. Была создана оперативная группа. Далее, на мой взгляд, всё более-менее стандартно. Фиксировались все замеченные проблемные ситуации, которые затем ранжировались по серьёзности и срочности, на основании этих данных определялся срок устранения. На стороне разработчика тоже был создан оперативный штаб, в кратчайшие сроки устранявший выявленные замечания… Общими усилиями, слаженной работой команд, полной самоотдачей их участников, обстановку, как я считаю, в итоге перевели в конструктивное русло. Появился единый канал подачи обращений по проблемам, ежденевное тестирование и контроль устранения ошибок, изучение обратной связи от пользователей.
Данный опыт переключений, смены ролей, на мой взгляд, является очень положительным. Каким бы, возможно, смехом или недоумением не встречали советы, например, отправить сотрудников в командировку в другое подразделение, я могу ответственно заявить, что такое нужно практиковать. Смена обстановки, экстренное погружение в другую роль позволяет очень действенно встряхнуть себя. После встряски смотришь совсем под другим углом на множество вещей. Например, лучше и глубже понимаешь требования заказчика, можешь корректировать и уточнять некоторые. Непосредственно ощущаешь контекст / среду, в которой сейчас работаешь, устремления людей, их распорядок (забавно было, например, видеть сотрудников, спешащих к выходу в момент формального окончания рабочего дня – живо мне напомнило похожую картинку из прошлой жизни), понимаешь, как в организации принято вести себя в отношении подрядчиков – как официально, так и неформально, и т.д.
Некоторые примеры "командировок" в другую роль хорошо известны: сотрудник первой линии – специалист второй, разработчик – администратор системы. Некоторые – не очень, но тоже имеют право на существование: менеджер услуги – менеджер по взаимодействию с бизнесом (BRM), финансовый контролёр – менеджер по закупкам, тестировщик – менеджер релиза и т.д.
Коллеги, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Развита ли у вас подобная практика? Каких сотрудников отправляете "в командировки"? Какой формат участия "откомандированных": активный (исполняют) или пассивный (наблюдают)?
Изображение для заметки предоставлено ele4ka-20.baby.ru.