Одна из частых проблем ИТ-поддержки заключается в высоком влиянии человеческого фактора при низком уровне зрелости ИТ-процессов. Рассмотрим практический случай. Я опишу в виде кейса опыт решения данной задачи, который был получен ещё до начала работы в Cleverics. Я считаю его удачным и применимым в других компаниях, поэтому хочу поделиться.
Статья написана для того, чтобы продемонстрировать как создание портала самообслуживания может стимулировать позитивные изменения в работе внутреннего ИТ-подразделения компании.
Ситуация и текущая проблематика до создания портала
Несколько слов о компании:
- крупная промышленная компания
- географически распределенные подразделения
- количество пользователей – более 3000
- внутреннее ИТ-подразделение с низким уровнем зрелости ИТ-процессов.
Ситуация с первой линией:
- Низкий процент закрытия заявок на первой линии (около 3%).
- Постоянные жалобы пользователей на низкое качество обслуживания.
- Массовые пропуски звонков в пиковые периоды.
- Относительно долгое время регистрации поступающих заявок
- Отсутствие заинтересованности в закрытии заявок на первой линии.
- Постоянные типовые ошибки при регистрации заявок ( категоризация, приоритизация, назначение на исполнителей, “футбол заявками” и др)
- прием заявок только по телефону или электронной почте
- прием заявок по электронной почте требовал ручного заполнения пользователями форм данными которые уже содержались в CMDB
- постоянные потери заявок в почте , значительные промежутки времени между поступлением заявок по почте и регистрации в ITSM-системе.
А теперь чуть подробней о текущей проблематике.
Отдельно хочется отметить издевательство над пользователями, которое выражалось в том, что бессердечные ИТ-специалисты обязывали пользователей заполнять длинные формы заявок и направлять их по почте , при этом почти всё требовалось выполнять вручную; некоторые заявки ИТ-специалисты первой линии поддержки забывали перенести из почты в ITSM-систему. Это приводило к тому, что порой простейшие запросы на заправку картриджей выполнялись неделями.
До запуска портала самообслуживания, пользователь мог позвонить в службу поддержки или направить заявку на электронный ящик службы поддержки, при этом вручную требовалось указать массу информации об инциденте или запросе на обслуживание. В любом случае, пользователям неизбежно приходилось каждый раз ползти под стол и они набивали шишки потому, что нужно посмотреть инвентарные номера с наклеек , после чего долго и нудно передавали информацию сотруднику первой линии поддержки. Знакомо?
Например, для того чтобы заправить картридж для МФУ/принтера, пользователь направлял заявку по электронной почте, в которой необходимо было указать следующие атрибуты запроса: ФИО, подразделение, марку/модель МФУ или принтера, местоположение печатающего устройства, инвентарный номер, описать характер обращения. Часть заявок сотрудники первой линии забывали обработать в почте (перенести в ITSM-систему), что приводило к постоянному недовольству пользователей. Частенько жалобы поступали на ИТ-отдел дождем.
Кроме этого, обработка заявок по электронной почте требовала ручного ввода как со стороны пользователя , так и со стороны специалиста 1 линии ибо ему (ИТ-специалисту) приходилось повторно вводить данные (которые уже были введены пользователем в почте) о заявке в ITSM-систему, что не было продуктивным и расходовало ресурсы как со стороны ИТ , так и со стороны бизнеса. Таким образом , одни и те же данные по факту вводились два раза.
Как была организована обработка запросов на обслуживание по печатающим устройствам до создания портала
Представьте, вы сотрудник компании и используете ИТ-активы. К примеру, вы используете МФУ в своей повседневной деятельности.
ИТ-подразделение направило пользователям инструкцию, согласно которой , для того чтобы направить запрос на заправку картриджа, необходимо сделать следующее:
- Подойти к МФУ, запомнить или записать идентификационный номер устройства
- Открыть корпоративную почту, авторизоваться
- Найти и ввести адрес почты службы поддержки
- Указать свое ФИО
- Указать свое подразделение
- Указать телефон пользователя
- Указать подробное местоположение кабинета где установлен МФУ
- Указать инвентарный или идентификационный номер МФУ
- Указать характер запроса
- Указать марку\модель МФУ
- Отправить заявку, выдохнув…
Теперь, что же происходит на «территории» ИТ после этого?
Пока первая линия неистово занимается техподдержкой (а в почту никто из них обычно не смотрит) , часть заявок ( которые приходят в почту) пропускаются и замечают их порой лишь спустя несколько дней. Никаких шуток. Представьте на минуту раздражение пользователя, который отправил заявку (как и запрашивали в ИТ) , но вынужден повторно и порой по нескольку раз звонить на первую линию. Кто-то рычал, кто-то топал ногами, кто-то смеялся, и я их (пользователей) понимаю.
Подобные проколы постоянно случались и крайне негативно влияли на репутацию ИТ- подразделения, предел терпения близился к завершению…
Но и это еще не все, наконец сотрудник первой линии увидел новую заявку в почте и принялся вводить ее в ITSM-систему. Делает он это долго и упорно. Вручную вводит много данных, ищет в базе конфигурационную единицу (иногда срабатывает человеческий фактор и путая цифру указывается другая КЕ) и лишь только после этого заявка поступает на вторую линию.
Следует отметить то, что заявка на конкретного специалиста при регистрации еще пока не назначается, а назначается только на группу специалистов. Все это ожидает момента , пока менеджер этой группы не назначит на конкретного специалиста или кто-нибудь из специалистов не возьмет заявку из очереди, назначив на себя и начав ее выполнять. Обратите внимание, сколько “бюрократии”!
В силу того, что данный способ характеризуется тем, что одни и те же данные надо вводить два раза (в почту – пользователем, из почты в ITSM-систему – специалистом первой линии) и тем, что происходит неизбежная задержка при обработке , был сделан вывод: данная схема слишком зависит от влияния человеческого фактора и приводит к постоянным задержкам при приеме, регистрации , маршрутизации и выполнении заявок.
До разработки портала
До разработки портала ставились следующие цели:
- максимальная простота, принцип минимализма в реализации интерфейса
- высокая степень привлекательности интерфейса портала
- регистрация заявки в ITSM-системе после выбора варианта заявки пользователем на портале и максимальная степень интеграции с данными в CMDB.
- реализация принципов автоматизации за счет интеграции с CMDB
- уход от ручного заполнения множества форм
- снижение ошибок при регистрации
- обеспечить пользователям дополнительные средства для регистрации заявок от имени других пользователей
- разработать типовые формы для стандартных запросов на обслуживание с минимумом ручного ввода как со стороны пользователей, так и со стороны сотрудников первой линии.
- разработать типовые страницы для отображения данных по печатающим устройствам и подачи заявок.
Мы постарались полностью исследовать текущую проблематику и, судя по результатам, большинство задач решить удалось.
Подробней о разработанном портале
Интерфейс портала был разработан на Microsoft Silverlight 5 и сторонних компонентах DevExpress, благодаря этому портал выглядел просто «симпатягой». Портал был интегрирован с CMDB с помощью родных средств интеграции. Портал автоматически идентифицировал пользователя по MAC адресу компьютера и соответствующей привязке компьютера к пользователю в CMDB. Портал позволял осуществлять множество дополнительных полезных функций, например:
- отправка заявки от имени другого пользователя
- отправка заявки от имени любого пользователя в кабинете (удобство в том, что если у Вашего коллеги нет сети или не включается компьютер\телефон, то можно быстро по списку компьютеров (или устройств связи) в кабинете отправить заявку- за несколько секунд Вы помогаете своему коллеге и отправляете заявку от его имени и на его ИТ-актив)
- установка ПО без вмешательства ИТ персонала, несколькими щелчками пользователь может установить на свой компьютер ПО
- отправка заявки на любое устройство по идентификационному номеру
- отправка заявок по АСУТП
- механизм контекстной подсказки для пользователя при выборе варианта (этот механизм позволял пользователю попробовать типовые варианты, при которых отправка заявки уже не требовалась , ибо нужная информация была выведена на экран)
- возможность в реальном времени устранить некоторые типовые инциденты с помощью предопределённых сценариев которые были интегрированы с порталом (к примеру, когда пользователь не мог запустить корпоративную систему СЭД, портал позволял в реальном времени перезапустить процесс в ОС и тем самым помогал пользователю в полном устранении инцидента без вмешательства ИТ-специалистов)
- возможность формирования массовых заявок на перемещении ВТ при переездах из одного кабинета в другой, что экономило массу времени и нервов и не требовало написания традиционных служебных записок.
- три типа интерфейса в зависимости от уровня компьютерной грамотности пользователей
Техническая реализация:
- использование cредств интеграции портала с API ITSM-системы (SDK)
- язык программирования – C# (в отношении Silverlight использовался XAML)
- часть дополнительных веб-сервисов было разработано с применением ASP.NET
- среда разработки – Microsoft Visual Studio 2010
- интерфейс портала – компоненты Developer Express
- встроенные средства проверки “здоровья сервиса”, мониторинг значимых компонентов (БД, клиента на компьютере пользователя, веб сервиса и тд)
- автоматическая установка и обновление клиента Silverlight на компьютере пользователя.
- реализация разных типов клиента (windows приложение, веб приложение)
- реализация логики приоритизации и маршрутизации заявок на стороне ITSM-системы
- интеграция с системой Workflow.
- полное формирование атрибутов заявки за счет интеграции с CMDB.
Портал ( в некотором роде) был разработан как замена первой линии с общей квалификацией (специалисты преимущественно только регистрируют заявки) Был период времени, когда на первой линии был один специалист и основная нагрузка ложилась именно на портал и надо сказать, что он прекрасно отработал.
Портал разработан и запущен в работу
Портал произвел положительный эффект во многих бизнес подразделениях компании и в самом ИТ-подразделении.
Вернемся к типовым запросам на обслуживание печатающих устройств о которых была речь выше. Итак, портал запущен в работу. Для отправки заявки на заправку картриджа МФУ, пользователю больше не требовалось подходить к МФУ и запоминать инвентарный номер или идентификационный номер с инвентарной наклейки. Пользователю больше не требовалось открывать корпоративную почту и вручную вводить данные (которые уже присутствовали в CMDB) и информацию о характере запроса.
Все что теперь требовалось от пользователя, это:
- Запустить портал (пользователь идентифицируется автоматически)
- Выбрать на портале раздел «Печать» (после этого на странице отображается информация о печатающих устройствах, которые находятся в кабинете пользователя согласно данным в CMDB)
- Выбрать вариант запроса рядом с печатающим устройством и нажать кнопку «отправить»
И на этом всё!
Мало того, страница для отправки заявок по печатающим устройствам на портале может автоматически открыться после запуска портала если пользователь в профиле укажет, что ему приходиться отправлять заявки по печати чаще других типов заявок. Это еще снижает количество общих шагов до 2 пунктов.
Это лишь половина преимуществ и надо отметить, что после нажатия пользователем кнопки «отправить», происходит следующее:
- информация по инциденту или запросу на обслуживание немедленно регистрируется в ITSM-системе (ФИО, подразделение, КЕ, местоположение КЕ, тема запроса, категория запроса, уточняющее примечание, исполнитель, срочность, воздействие, приоритет) Портал интегрирован с CMDB и вся информация извлекается из базы.
- Заявка автоматически (для каждого варианта заявки на портале, менеджер группы исполнителей может указывать конкретных исполнителей) назначается на конкретного исполнителя.
- Направляется уведомление по почте исполнителю, менеджеру исполнителя.
В дальнейшем уже сама ITSM-система следит за тем, чтобы назначенный исполнитель своевременно взял в работу и, если этого не происходит по определенному таймауту, заявка назначается на группу исполнителей и направляется повторное уведомление менеджеру группы , а копия – на первую линию для отслеживания заявок.
После запуска портала многие пользователи были приятно удивлены, когда ИТ-специалист появлялся в дверях буквально через полчаса (за счет быстрой схемы регистрации и маршрутизации , а также благодаря полноте полученной информации), вместо нескольких дней (пока заявка была в почте и ее переносили в ITSM-систему) , как это было до запуска портала.
Заключение и результаты
Эффект от внедрения портала был значительным, вот некоторые положительные изменения:
- нагрузка на первую линию по звонкам и обработке заявок по электронной почте после 3 месяцев с момента запуска портала, снизилась на 60%.
- время реакции и выполнения заявок было значительно улучшено как на первой, так и на второй линиях поддержки
- через год после запуска , на портале регистрировалось около 80% поступающих заявок
- у первой линии стало больше времени на обработку и выполнение заявок (часть рутинных действий по регистрации заявок легла на портал) , в течении года процент закрытия заявок на первой линии достиг 50%
- портал имел преимущественно положительные отзывы от пользователей
- улучшение качества регистрации заявок
- снижение общего количества инцидентов и запросов на обслуживание за счет средств интеграции портала с ITSM-системой и автоматизации
- улучшение восприятия ИТ со стороны пользователей
После запуска мы столкнулись с некоторым сопротивлением со стороны первой линии поддержки , об этом уже в следующей части статьи.
Котоламповая история;) Ситуация «до» настолько клиентоориентированная, что не вериться в возможность перевоспитания этих дикарей одной лишь системой автоматизации. И низкий уровень зрелости процессов тут очевидно не первая проблема.